Питание и здоровье человека

Разделы: Биология


Цель урока: способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни, к правильному питанию.

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о химическом составе пищи, о полезных и вредных её компонентах;
  • показать значение знаний для правильного выбора продуктов питания;
  • Изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.

Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум.

Геродот.

Ход урока

Организация класса.

Подготовка учащихся к восприятию темы урока.

Вступительное слово учителя: Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20 % определяется наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и на 50% – образом жизни.

Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, – это питание. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне: “Человек есть то, что он ест”.

Перед уроком необходимо провести тестирование учащихся: “Грамотно ли вы питаетесь”, чтобы начать урок с анализа тестирования.

Тест “Грамотно ли вы питаетесь?”

  1. Сколько раз в день вы едите?
  2. А) четыре раза;
    Б) три раза;
    В) два раза.

  3. Вы завтракаете:
  4. А) каждое утро;
    Б) только по выходным;
    В) крайне редко, почти никогда.

  5. Что вы едите по утрам?
  6. А) кашу, йогурт и какой-то напиток;
    Б) бутерброды или яичницу с беконом;
    В) ограничиваетесь чашечкой кофе или чая.

  7. Часто ли вы в течение дня перекусываете?
  8. А) стараюсь этого избегать;
    Б) пару раз;
    В) постоянно что-то грызу и кусочничаю.

  9. Как часто вы едите свежие овощи, фрукты, свежие салаты?
  10. А) каждый день и не по одному разу;
    Б) три-четыре раза в неделю;
    В) один-два раза в неделю.

  11. А как часто балуете себя пирожными и шоколадками?
  12. А) не чаще раза в неделю;
    Б) пару-тройку раз в неделю;
    В) не могу обойтись без сладостей ни дня.

  13. Любите бутерброды с салом и копченой колбаской?
  14. А) почти не притрагиваюсь к такой пищи;
    Б) иногда с чайком или кофейком не отказываю себе в удовольствии;
    В) только на них и живу.

  15. Сколько раз в неделю вы едите рыбу?
  16. А) два-три раза или больше;
    Б) у меня один рыбный день в неделю;
    В) раз в две недели, а то и реже.

  17. Как часто вы едите белый хлеб и сдобные булочки?
  18. А) раз в день или вообще обхожусь без них;
    Б) два раза в день;
    В) во время каждого приёма пищи.

  19. Сколько чашек кофе вы выпиваете в день?
    А) одну или вообще не пью;
    Б) примерно три-четыре;
    В) даже не считаю.

Подсчитайте очки и ответьте на вопрос “Грамотно ли вы питаетесь?”

16-20 очков. Вы питаетесь грамотно. Ограничивать себя в чём-то у вас нет причин. Старайтесь лишь, чтобы еда была разнообразнее.

11-15 очков. Вы – сторонник “золотой середины”. Можете и позволить себе лишнего, но потом быстро приводите питание в норму.

0-10 очков. Вам необходимо воздерживаться от пищевых излишеств. Иначе неизбежно начнуться серьёзные проблемы с пищеварительной системой.

Проверка знаний.

Задание 1.

Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями “пищевые продукты” и “питательные вещества”? Предлагаю 1 варианту из списка выписать продукты питания, а 2 варианту – питательные вещества:

а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба.

Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и.

Задание 2.

В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка – значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты. Предлагаю 1 варианту из списка выбрать продукты с наибольшим содержанием жиров, а 2 варианту – углеводов:

а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана, и) орехи, к) картофель.

Ответы: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к.

Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду.

Основная часть урока.

Учитель: Все из вас слышали изречение: “Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить”, но мы не всегда задумываемся над этими словами.

Я хочу напомнить одну притчу: “Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: “В следующий раз ты будешь видеть, что ешь””.

Есть или не есть? А почему? – вот в чём вопрос.

Организм человека – это уникальный “химический комбинат”, в котором протекает множество разнообразных химических реакций. Согласно закону сохранения энергии, человеку необходимо поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи – углеводы, белки, жиры. В результате пищеварения эти вещества превращаются в более простые и разносятся кровью во все клетки организма, где окисляются кислородом, доставляемым кровью из лёгких.

Рекомендуемые нормы потребности в основных пищевых ингредиентах для подростков 14 – 17 лет (девушки – юноши)

Энергия: 2600 – 3000 ккал/сутки

Белки: 90 – 98 г/суки, в том числе животные 54% – 59%

Жиры:90 – 100 г/сутки, в том числе растительные 17% – 20%

Углеводы: 360 – 425 г/сутки

Другие вещества – витамины, минеральные соли – не менее важны, хотя они и нужны организму в микроскопических количествах.

Несмотря на то, что витамины содержатся в продуктах питания в ничтожно малых количествах, они являются нутриентами особенно высокого уровня метаболической активности. Не являясь пластическими веществами, они катализируют и регулируют обменные процессы, участвуют в образовании ферментов, способствует лучшему усвоению пищевых веществ. В связи с этим они в значительной степени предопределяют уровень здоровья и работоспособности.

Данные о суточной потребности (мг) здорового человека в витаминах.

Витамин А – 1.5 – 2.5; Каротиноиды – 3 – 5
Витамин В1 – 1.5 – 2 ; Витамин Е – 10 -20
Витамин В2 – 2 – 2.5 ; Витамин К – 0.2 – 1000
Пантотеновая кислота -5 – 10 ; Холин – 500 -1000
Никотиновая кислота – 15 – 25 ; Инозит – 0.5 – 1
Витамин В6 – 2 – 3 ; Липоевая кислота – 0.5
Витамин В12 – 0.0002 – 0.005; Витамин Р – 25
Фолиевая кислота – 0.2 – 0.4;
Биотин – 0.15 – 0.3;
Витамин С – 50 – 70;
Витамин D – 0.0025 – 0.01;

Попробуйте решить задачи.

  1. Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно, для того чтобы восполнить потребности организма в витамине С. В расчетах следует принять, что масса лимона равна 100г; содержание витамина С в лимоне составляет 0,5 %. Суточная потребность взрослого человека в витамине С – 100 мг.(1/5 лимона.)
  2. В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе (суточная потребность в железе – 18 мг)? (22,5 кусочка).

Чтобы быть рациональным, питание человека должно соответствовать следующим основным принципам.

  1. Рацион питания людей по энергетическим ценностям должен покрывать их энергетические затраты.
  2. Возраст

    14-17 лет

    девушки юноши
    Ккал/сут 2800 3150
  3. Рацион питания ребёнка должен быть сбалансированным по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
  4. Знаета ли вы, ребята, какие продукты должны присутствовать в вашем рационе питания?

    Вот примерный набор продуктов для учащихся .

    Продукт

    11-15 лет

    девушки юноши
    Молоко,мл 500 600
    Творог,г 50 60
    Сметана,сливки,г 15 20
    Сыр,г 15 20
    Мясо,г 200 220
    Рыба,г 60 70
    Яйцо,шт. 1 1
    Хлеб:

    Ржаной,г

    Пшеничный,г

    100

    200

    150

    250

    Крупа, макаронные изделия,г 50 60
    Сахар,кондитерские изделия,г 80 100
    Жиры:

    Животные,г

    Растительные,г

    30

    15

    40

    20

    Картофель,г 250 300
    Овощи,г 320 350
    Фрукты,г 150-500 150-500
  5. Ребёнок должен получать все группы продуктов, то есть его рацион должен быть разнообразным.
  6. Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в Российской Федерации.
  7. Необходимо также учитывать индивидуальные особенности детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд.
  8. Большое внимание должно уделяться режиму питания.

1-й приём пищи – в 8ч 30мин; 2-й – в 12-13ч; 3-й – в 15ч 30мин-16ч; 4-й – в 19ч. Завтрак и ужин (1-й и 4-й приём пищи) должны составлять по 25% от суточной калорийности. Если ребёнок занимается в первую смену, то в 11ч 30мин – 12ч, во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15% от суточной калорийности), а обед – дома в 15ч 30мин – 16ч (35% от суточной калорийности). Если ребёнок учится во вторую смену, то обед он получает дома в 12ч 30мин – 13ч, перед уходом в школу, а в 16ч – полдник в школе. Дети, находящиеся в школе на продлённом дне, должен получать кроме завтрака, обед (35% калорийности).

В последнее время на российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания.

Это гамбургеры, газированные сладкие напитки, чипсы, жевательные резинки…

– Ребята, вы все любите пепси, как говорится, “поколение некст выбирает пепси”. А как вы думаете, как влияет на организм этот “молодежный напиток”. Например, что происходит с печенью человека, часто употребляющего пепси.

Проведем опыт 1:

Берем куриную печень, кладем в колбу, заливаем в пепси, оставляем на время, в конце урока посмотрим, что с ней произойдет (Со временем печень разрушается).

– Часто в ларьках экземпляры продуктов находятся на витрине, на них воздействует солнце, нарушается температурный режим хранения. Что происходит с продуктом, например, с нашим любимым нектаром.

Проведем опыт 2:

Берем фруктовый нектар, нагреваем его. Наблюдаем за тем, как напиток начинает загустевать, он становится нее пригодным для употребления в пищу.

– Таким образом, делаем вывод, что продукты с витрин покупать нельзя. Ну и, конечно, надо всегда смотреть на дату изготовления.

– В летнюю жару всегда хочется выпить охлаждающего напитка, такого яркого и приятного на вкус, как “Оранж”. Но такая яркая окраска, может вызвать опасения, как выводится краситель из организма?

Проведем опыт 3:

Давайте выпарим жидкость из этого напитка. Что происходит? Краска осталась на стенках пробирки, так же она и на стенках наших органов остается.

Вернемся к нашему опыту, что же произошло с печенью? Наши опасения подтвердились. Печень разрушаются. Делаем выводы, что и наша печень разрушается также. Теперь, перед употреблением пепси лишний раз подумай.

Проводим сравнительный анализ этикеток любимых продуктов: чипсов, сухариков, шоколадок и др. Обращаем особенное внимание на наличие или отсутствие пищевых добавок. Обсуждаем состав продуктов вместе с ребятами, еще раз смотрим на срок годности. Напоминаем, что иногда срок годности в порядке, а продукт уже испорчен, это объясняется нарушением температурного режима хранения или целостности упаковки. Продукт в магазине должны обменять или вернуть деньги при наличии чека.

Для справки:

Коды пищевых добавок:

Запрещенные: Е 103, Е 105, Е 111, Е 121, Е 123, Е125, Е126, Е 130, Е 152.

Опасные: Е 102, Е 110, Е 120, Е124, Е 127.

Канцерогенные: Е 131, Е 210-217, Е 240, Е 330.

Вызывающие расстройства кишечника: Е 221-226.

Вызывающие нарушения давления: Е 250, Е 251.

Делаем выводы

Продукты необходимо покупать только в специально оборудованных местах, нежелательно покупать продукты с витрин, всегда обращать внимание на срок годности, брать чек, так как без него продукт могут принять назад. И когда захочется купить пепси, сухарики, “Оранж” или шоколадку лишний раз подумать и посмотреть на состав продукта.

В заключении урока хочется сделать вывод об основных принципах здорового питания.

  • Включайте в свой рацион разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
  • Это должны быть крахмалосодержащие продукты: хлеб, картофель и крупы, макаронные изделия, рис.
  • Постарайтесь не менее пяти раз в день есть фрукты и овощи. Включайте в свое меню немного бобовых: чечевицу, фасоль и горох.
  • Не увлекайтесь животными жирами и жирными блюдами, особенно с высоким содержанием насыщенных жиров: сливочным маслом, маргарином, жирным мясом, чипсами и жареными блюдами. Замените их постным мясом, рыбой
    и молочными продуктами с пониженным содержанием жира.
  • Не садитесь на экстравагантную диету и не стремитесь резко снизить вес: это может привести
    к последующему увеличению веса.

Спасибо всем, кто принял участие в нашей работе. Всегда помните о том, что здоровье в ваших руках, а правильное здоровое питание – залог вашего долголетия. Будьте здоровы!

Презентация