Правописание слов с парными согласными

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Образовательные. Закреплять умение различать парные звонкие и глухие согласные, требующие проверки, и обосновывать их написание путём подбора проверочного слова. Формировать умение работать самостоятельно.
  2. Развивающие. Развивать речь учащихся, память, внимание, воображение. Развивать мыслительные операции. Формировать адекватную самооценку.
  3. Воспитывающие. Воспитывать интерес к изучению родного языка, чтения. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдёт, конечно, впрок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете.

2. Чистописание.

Я тетрадочку открою
И как надо положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

– Отгадав загадку, вы узнаете, какую букву мы будем писать.

Слеп да тупорыл, всю землю изрыл,
Мороз пришёл – в землю ушёл.
(Крот.)

К к К к

Роет землю старый кро…, разоряет огоро….

– Как вы думаете, какие буквы пропущены.

Молодцы! Вы сами угадали тему урока.

3. Сообщение темы и целей урока.

В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение:
Говорим мы – крот
Проверяем – …(кроты)
Говорим мы – сад
Проверяем – … (сады)
Если слышишь парный звук
Будь внимательным мой друг
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй
Зуб – на…(зубы), лёд – на…(льды)
Будешь грамотным и ты.

– Сегодня мы начнём изучать новую тему, которая поможет ответить на вопрос: почему в слове слышится один согласный звук, а на письме он обозначается другой согласной буквой. А так же узнаем, что нужно делать, когда на конце слова парный согласный.

4. Работа по теме урока:

1) – Какие согласные мы называем парными?

2) Упражнение “ Две группы слов ” (упр 236).

– Почему мы отнесли эти слова к 1 группе, ко 2 группе?

Выпишите слова с парными согласными на конце, подчеркните его.

3) Выполнение упр 237.

4) – Давайте попробуем сделать вывод, как нужно поступить, чтобы правильно написать парные согласные звук на конце слова. (Дети делают вывод)

– А теперь посмотрим, что об этом говорится в учебнике на с 138 (правило).

5) Давайте поможем животным найти парные согласные, которые они потеряли.

(Стихи читает учитель, дети вставляют пропущенную букву, подбирая проверочное слово.)

Ено… – красавец смотрит вниз
Там потянулась сладко ры…ь.
Плывёт могучий бегемо….
Медве…ь под ёлкою ревёт.
И белый голу…ь там летает
Всех отдохнуть нас приглашает.

6) Физкультминутка “ Мишка”:

Топай мишка, хлопай мишка.
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбайся и садись.

7) Словарная работа.

  1. Без рук, без ног,
    А рисовать умеет. (Мороз.)
  2. То я в клетку, то в линейку.
    Написать во мне сумей-ка
    Можешь и нарисовать
    Что такое я? (Тетрадь)
  3. Если дождик, мы не тужим,
    Бойко шлёпаем по лужам.
    Будет солнышко сиять
    Нам под вешалкой стоять…(сапог).
  4. Я хозяин леса строгий
    Спать люблю зимой в берлоге.
    И всю зиму напролёт.
    Снится мне душистый мёд.
    Страшно я могу реветь.
    Кто же я? Скажи…(медведь).
  5. Я жёлтый, чёрный, красный, синий.
    С начинкой твёрдой в середине.
    Я с мягким ластиком дружу
    И, что хочу, изображу… (карандаш).

– Подчеркните орфограмму и парный согласный.

8) Индивидуальная работа на карточках

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.

– Слова в скобках написаны во множественном числе, вам нужно написать их в единственном числе и подчеркнуть парный согласный:

Пироги – ….
Сугробы – …
Снега – …
Хлеба – …
Столбы – …
Глаза – …
Города – …

5. Итог урока.

– Чему мы сегодня учились? Как мы можем проверить парный согласный на конце слова?

Чтобы нам не ошибаться
Будем очень мы стараться
Звук согласный проверять
Рядом гласный подставлять.

Оценивание ответов учащихся.