Цели урока:
- Образовательные. Закреплять умение различать парные звонкие и глухие согласные, требующие проверки, и обосновывать их написание путём подбора проверочного слова. Формировать умение работать самостоятельно.
- Развивающие. Развивать речь учащихся, память, внимание, воображение. Развивать мыслительные операции. Формировать адекватную самооценку.
- Воспитывающие. Воспитывать интерес к изучению родного языка, чтения. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдёт, конечно, впрок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете.
2. Чистописание.
Я тетрадочку открою
И как надо положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
– Отгадав загадку, вы узнаете, какую букву мы будем писать.
Слеп да тупорыл, всю землю изрыл,
Мороз пришёл – в землю ушёл.
(Крот.)
К к К к
Роет землю старый кро…, разоряет огоро….
– Как вы думаете, какие буквы пропущены.
Молодцы! Вы сами угадали тему урока.
3. Сообщение темы и целей урока.
В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение:
Говорим мы – крот
Проверяем – …(кроты)
Говорим мы – сад
Проверяем – … (сады)
Если слышишь парный звук
Будь внимательным мой друг
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй
Зуб – на…(зубы), лёд – на…(льды)
Будешь грамотным и ты.
– Сегодня мы начнём изучать новую тему, которая поможет ответить на вопрос: почему в слове слышится один согласный звук, а на письме он обозначается другой согласной буквой. А так же узнаем, что нужно делать, когда на конце слова парный согласный.
4. Работа по теме урока:
1) – Какие согласные мы называем парными?
2) Упражнение “ Две группы слов ” (упр 236).
– Почему мы отнесли эти слова к 1 группе, ко 2 группе?
Выпишите слова с парными согласными на конце, подчеркните его.
3) Выполнение упр 237.
4) – Давайте попробуем сделать вывод, как нужно поступить, чтобы правильно написать парные согласные звук на конце слова. (Дети делают вывод)
– А теперь посмотрим, что об этом говорится в учебнике на с 138 (правило).
5) Давайте поможем животным найти парные согласные, которые они потеряли.
(Стихи читает учитель, дети вставляют пропущенную букву, подбирая проверочное слово.)
Ено… – красавец смотрит вниз
Там потянулась сладко ры…ь.
Плывёт могучий бегемо….
Медве…ь под ёлкою ревёт.
И белый голу…ь там летает
Всех отдохнуть нас приглашает.
6) Физкультминутка “ Мишка”:
Топай мишка, хлопай мишка.
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбайся и садись.
7) Словарная работа.
- Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз.) - То я в клетку, то в линейку.
Написать во мне сумей-ка
Можешь и нарисовать
Что такое я? (Тетрадь) - Если дождик, мы не тужим,
Бойко шлёпаем по лужам.
Будет солнышко сиять
Нам под вешалкой стоять…(сапог). - Я хозяин леса строгий
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт.
Снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь.
Кто же я? Скажи…(медведь). - Я жёлтый, чёрный, красный, синий.
С начинкой твёрдой в середине.
Я с мягким ластиком дружу
И, что хочу, изображу… (карандаш).
– Подчеркните орфограмму и парный согласный.
8) Индивидуальная работа на карточках
Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
– Слова в скобках написаны во множественном числе, вам нужно написать их в единственном числе и подчеркнуть парный согласный:
Пироги – ….
Сугробы – …
Снега – …
Хлеба – …
Столбы – …
Глаза – …
Города – …
5. Итог урока.
– Чему мы сегодня учились? Как мы можем проверить парный согласный на конце слова?
Чтобы нам не ошибаться
Будем очень мы стараться
Звук согласный проверять
Рядом гласный подставлять.
Оценивание ответов учащихся.