Цели:
- Закрепить умения определять склонение существительных по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
- Развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, умение обобщать и делать выводы, умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены.
- Воспитывать дисциплинированность, аккуратность при выполнении работ.
Оборудование: Таблица "Три склонения имен существительных", предметные картинки, карточки, сигнальные карточки, доска, мел.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Работа в тетрадях.
Запишите число (одиннадцатое), классная работа.
3. Словарная работа.
Заяц на завтрак морковь грызет,
А лисица мышь стережет,
Медведь грозно рычит и стучит.
1. Найдите слова из словаря, укажите склонение.
(Заяц, завтрак, морковь, лисица, медведь).
- Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонениям?
2. Назовите еще существительное, укажите склонение слова. (мышь)
3. Измените слово мышь так, чтобы оно было 1-го склонения (мышка).
4. Упражнения в распознавании склонений имен существительных.
1. Пригласила мышка всех зверей в
домишко. Всем вручила по склонению:1-е - лисичке,
2-е - медведю, 3-е - себе взяла. И задание дала -
выбрать каждому свои слова. Распределите слова в три столбика.
- Как узнать склонение имени существительного? - Допишите самостоятельно по 1 слову в каждый столбик. - Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? - Докажите на примерах. - Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению? - Докажите на примерах. |
2. А зайчишке-хвастунишке дала отдельное
задание: найти лишнее слово.
- Определите род имен существи-тельных: нить, нитка, ель, елка. - Какого склонения могут быть существительные женского рода? - От чего это зависит? - Сравните слова: тень, пень, ель, олень. - Чем сходны эти имена существи-тельные по написанию? - Что обозначает в этих словах "ь" ? - Определите род имен сущест-вительных. - К какому склонению могут относиться имена существительные с "ь" на конце? (2 - м.р., 3 - ж.р.) |
|||||||||||||||
3. Индивидуальная работа по карточкам. Приложение 1. |
5. Физминутка.
Шла лисичка по дорожке
И скакалочку нашла,
Поскакала, поскакала,
Положила и пошла.
6. Орфографическая задача для понимания практической значимости изучения типов склонения.
- Для того, чтобы правильно писать словарные слова, нужно их запоминать.
- А что нужно развивать, чтобы хорошо и быстро запоминать?
На доске:
Пишу по памят: - словоизменение Пишу по памятк: - словообразование
- Найдите слова с пропущенной орфограммой.
- Какие это слова? Почему?
- Какой у них корень? Основа?
- Какое будем писать окончание в 1,2 слове?
- Какой части слова не хватает? (окончания)
- Определите падеж. ( Д )
- Слова однокоренные, стоят в одном падеже, а почему же окончания разные? (относятся к разному склонению)
- Для чего же нужно изучать склонение? (для того, чтобы правильно писать окончания).
7. Работа над предложением.
По, ежик, тропинке, лесной, пробежал, колючий.
- Составьте предложение. В нем зашифровано число 11.
(По лесной тропинке пробежал колючий ежик.)
- Кто может объяснить, как спряталось число 11 в этом предложении?
- Запишите предложение.
- Дайте характеристику предложению.
- Найдите основу предложения.
- Чем выражены подлежащее и сказуемое?
- В каком падеже стоит существительное?
- В каком времени употреблен глагол?
8. Итого урока.
- Что закрепляли на уроке?
- Какого склонения могут быть имена существительные?
- По каким признакам определяем склонение имен существительных?
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь - низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь - близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь - пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел.
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай - конец.