Аннотация к проекту.
- Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать.
- Мы должны выучиться понимать труд как творчество.
- Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.
- Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду...
Человек – существо биологическое, и поэтому он удовлетворяет потребности в
пище, воде и др. Это низший уровень потребностей.
Человек – существо социальное, и поэтому он удовлетворяет потребности в уважении
и принятии его окружающими.
Человек – существо материального мира, и поэтому он удовлетворяет потребности,
связанные с бытовым комфортом.
Человек – существо разумное, и поэтому он удовлетворяет базовую духовную
потребность – в личностном росте. Это высший уровень потребностей.
Потребность – нужда в чём-либо.
Мотив – это внутренняя побуждающая сила, зависящая от потребности.
Установки – это система убеждений (ценностей).
В соответствии с установками человек и стремится к достижению значимых для себя целей.
В старшем школьном возрасте у учащихся возникает потребность и возможность
совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к
самообразованию.
Познавательные мотивы укрепляются за счёт того, что интерес к знаниям
затрагивает постижение закономерностей учебного предмета и основ наук. Мотивы
самообразовательной деятельности в этом возрасте связываются с более далёкими
целями, жизненными перспективами в выборе профессии.
Развитие целеполагания в этом возрасте выражается в том, что старшеклассник при
постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального
самоопределения, социальной значимости целей, предвидения социальных последствий
своих поступков.
Проблема профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14–15 лет. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Проект “От познания себя к выбору профессионального будущего” призван помочь старшеклассникам в нелёгкий переходный период. Он состоит из трёх этапов:
I. Ознакомительно-ориентировочный этап. Диагностика. Проблематизация.
Целеполагание.
II. Проективный этап. Обсуждение результатов диагностик. Планирование проектной
деятельности.
III. Создание учащимся проектного продукта. Реализация и рефлексия.
Использование материалов проективного этапа для создания презентаций, веб-страниц, буклетов на тему "Моя будущая профессия", участие в конкурсах.
Методические рекомендации для преподавателя по реализации проекта.
Учащиеся 10–11-х классов имеют все объективные возможности для того, чтобы самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют её в цель деятельности, разрабатывая подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни – всё это предпосылки для успешной работы над проектом. Помощь учителя заключается в промежуточной оценке хода работы, в обсуждении различных гипотез, версий, идей. На каждом этапе работы над проектом она должна носить консультационно-сопровождающий характер.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т. п. В данном проекте в выявлении проблемы помогают общедоступные, валидные тесты, хорошо себя показавшие на практике. Результаты обобщаются в личный файл ученика. Обсуждение результатов в классе происходит в общих чертах (при желании ученика – личное консультирование), использование телекоммуникационных технологий и технологий обработки текстовой информации позволяет конкретизировать возникающие проблемные вопросы, узнать дополнительную информацию.
При планировании проектной деятельности (второй этап) целесообразно применить систему “вопрос-ответ”, что поможет выделить основные этапы работы над проектом. Также рекомендуется проведение деловых игр и упражнений профориентирующей направленности. Проведение экскурсий профессиональной направленности предоставляет возможность учащимся посетить различные производства города и, при общении с профессионалами своего дела, подробнее и нагляднее ознакомиться с тонкостями ремесла.
Создание проектного продукта проводится на уроках информатики, во внеурочное время при индивидуальном курировании учителя, а также в виде домашней самостоятельной работы.
Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой, графической и звуковой информации, технологии создания HTML-страниц, изученные на уроках информатики, помогают неординарно, творчески подойти к созданию проектного продукта.
Данный проект может быть осуществлён любым учителем-предметником в сообществе с учителем информатики.
Методические рекомендации для учащегося.
Скоро вам предстоит очень важный, может быть самый главный в жизни выбор, который во многом определит вашу судьбу, – это выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьёзно.
Помочь вам понять, с чего начать, и призван этот проект.
Профессионалы, люди, довольные своей профессией, выделяют три главных требования, которым она должна удовлетворять:
- Профессия должна быть интересной.
- Профессия должна быть такой, чтобы можно было найти работу по специальности.
- Профессия должна соответствовать собственным возможностям.
Собственные возможности, сведения о темпераменте, характере, коммуникабельность и состояние здоровья поможет выяснить система тестов, а обсуждение результатов в классе или личное консультирование помогут конкретизировать возникающие проблемные вопросы, узнать дополнительную информацию, наметить круг заинтересовавших специальностей.
При выборе профессии важно знать содержание труда, что конкретно приходится делать профессионалу. Каждую профессию можно описать по следующей схеме:
- Условия труда и содержание профессиональной деятельности.
- Доминирующие и сопутствующие интересы. Профессиональная направленность.
- Необходимые и нежелательные качества. Ограничения по состоянию здоровья.
- Родственные профессии.
- Спрос на рынке труда.
- Где можно получить образование.
Рассмотреть и проанализировать эти критерии поможет система деловых игр, тестов и профориентирующие экскурсии. Использование телекоммуникационных технологий и технологий обработки текстовой информации позволят конкретизировать возникающие проблемные вопросы, узнать дополнительную информацию.
Самым увлекательным этапом является создание проектного продукта, который должен быть оформлен в виде презентации, буклета или веб-страниц. Изученные на уроках информатики технологии обработки текстовой, графической и звуковой информации, технологии создания HTML-страниц помогут вам систематизировать и творчески оформить найденный, заинтересовавший вас материал.
Успехов в работе над проектом!
Цели и задачи проекта:
- оказывать психолого-педагогическую поддержку учащимся при выборе профессионального будущего;
- наметить перспективы самоопределения;
- содействовать разработке учащимися проектов профессиональной направленности на базе ИКТ.
Психолого-педагогическая поддержка осуществляется на ознакомительно-ориентировочном этапе в основном путём проведения общедоступных, адаптированных тестов и обсуждения их результатов. Это позволяет участникам глубже узнать себя, свои возможности и проблемы, а это главное условие, без которого невозможно развитие личности. Происходит целеполагание и проблематизация – начальные этапы работы над проектом.
Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Перспективы самоопределения формируются на втором, проективном этапе, где происходит планирование проектной деятельности.
Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта, который является обязательным условием участия в проекте. На третьем этапе происходит создание учащимся проектов профессиональной направленности на базе ИКТ (создание презентаций, веб-страниц, буклетов на тему "Моя будущая профессия", участие в конкурсах).
План проекта.
Основные темы проекта | Количество часов, место проведения | Практическая часть | Перечень ИКТ | |
I.
Ознакомительно-ориентировочный этап. Диагностика. Проблематизация. Целеполагание |
||||
1. Установочное занятие. Мои ближайшие цели, мои проблемы. Составление профиля личностных планов | 2, на базе школы | Составление профиля личностных планов | ||
2.. Несколько слов о вашем характере | 2, на базе школы | Адаптированные личностные тесты | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации | |
3. Основные сведения о темпераментах людей | 2, на базе школы | Адаптированные личностные тесты | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации | |
4. Отношение к окружающим людям | 2, на базе школы | Тесты на взаимодействие | ||
5. Понятие личности | 1, на базе школы | Теории личности – знакомство с ними | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации | |
6. Об интересах, потребностях и направленности человека | 2, на базе школы | Структура личности (обсуждение вариантов), адаптированные тесты | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации | |
7. Здоровье человека | 1, на базе школы | Беседа валеолога школы, адаптированные тесты | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации | |
8. Человек познающий | 2, на базе школы | Основные познавательные процессы | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации | |
9. Самооценка уровня знаний | 2, на базе школы | Адаптированные когнитивные тесты | ||
II. Проективный этап. Обсуждение результатов диагностик. Планирование проектной деятельности |
||||
1. Человек в мире профессий. Классификация профессий | 1, на базе школы | “Формула профессии” Тесты Е.А.Климова |
Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации | |
2. Направленность и интересы человека, выбор им профессии | 1, на базе школы | Тест “Карта интересов” | ||
3. Склонности, способности и профессиональные ориентации человека | 1, на базе школы | Адаптированные тесты Е.А.Климова | ||
4. Как подбирается персонал | 1, на базе школы | Деловая игра “Подбор персонала”. | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации | |
5. Соответствие и несоответствие человека профессии | 1, на базе школы | Деловая игра “Человек и его профессия” | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации и графической информации | |
6. Как достичь успеха в профессиональной деятельности | 1, на базе школы | Деловая игра “Компоненты профессионального успеха” | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации и графической информации | |
7. Какие профессии сегодня востребованы. Анализ востребованности профессий на рынке труда | 1, на базе школы | Анализ материалов Интернета | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой информации и графической информации | |
8. Профориентирующие экскурсии | по договорённости, производства города | Посещение различных производств города, общение с профессионалами своего дела | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой, графической и звуковой информации | |
III. Создание учащимся проектного продукта.
Реализация и рефлексия. |
||||
1. Анализ материалов, полученных в результате диагностических исследований и деловых игр | на базе школы, уроки информатики | |||
2. Определение учащимися способов и сроков проектной работы, при использовании имеющихся и выявленных информационных ресурсов | на базе школы, уроки информатики | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой, графической и звуковой информации | ||
3. Создание учащимся индивидуального проектного продукта | на базе школы, уроки информатики, самостоятельная работа дома | Телекоммуникационные технологии, технологии обработки текстовой, графической и звуковой информации | ||
4. Презентация учащимся своего проекта | на базе школы, уроки информатики; Интернет-пространство |
Использование методов публичной защиты продукта деятельности; предъявление проектного продукта на Интернет-конкурсах | Технологии обработки текстовой, графической и звуковой
информации,
технологии создания HTML-страниц |
Список используемых ресурсов.
- С. С. Татарченкова. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. – СПб, 2008.
- Н. Л. Галеева. Сам себе учитель. – М., 2006.
- М. Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: “Вако”, 2005.
- Н. И. Дерекаева. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: “Вако”, 2005.
- Е. Е. Смирнова. Психология общения. – СПб, 2005.
- А. А. Литвинова. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов. – Волгоград, 2004.
- Н. И. Дереклеева. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2001.
- Н. С. Пряжников. Игровые профориетационные упражнения. – М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж, 1997.
- Энциклопедия психологических тестов. – М., 1997.
- Ресурсы сети Интернет.