Согласно педагогическим учениям прошлого , интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. Интересное учение не исключает работу с усилием, а способствует ей. Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его- познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность [3].
Одной из главных целей образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета.
Применительно к младшему школьному возрасту познавательная активность рассматривается как необходимость сознательного, творческого познания учеником окружающего мира и явлений.
Познавательная активность учащихся младших классов объединяет в себе:
- потребность в овладении способами усвоения знаний (умением учиться),
- потребность в познавательной (поисковой и исследовательской деятельности)
- потребность в творчестве.
В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает проектная деятельность.
Этот метод предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире информационных технологий.
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
- существование значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая познавательная);
- применение исследовательских, творческих методов при проектировании;
-структурирование этапов выполнения проекта;
- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора[1].
Проекты в начальных классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Это очень сближает детей, педагогов и родителей. Работая над проектом дети учатся работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.
Приступая к проектированию в начальной школе, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес
Наш проект называется "Классный журнал". Это долгосрочный проект.
Этап 1. Погружение в проект.
Цель этапа - подготовка учащихся к созданию журнала.
Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
На данном этапе было проведено несколько подготовительных мероприятий:
Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Этап 2. Планирование деятельности.
Цель этапа - пооперационная разработка модели журнала с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).
На данном этапе учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему журнала. Название журнала должно быть понятным (аббревиатуры часто вызывают недоумение). Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущего журнала, определяют свои потребности, интересы, распределяются по группам.
На втором этапе после определения темы журнала необходимо разработать модель. Это совокупность содержательных особенностей издания, т.е. система рубрик, форма журнала, элементы оформления.
Рубрика - раздел в журнале, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам.
Жанр - это форма подачи фактов.
В зависимости от формы подачи фактов жанр может быть информационным (заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос), аналитическим (корреспонденция, статья), сатирическим (фельетон, юмореска), литературно-художественным (зарисовка - литературный портрет или пейзажная зарисовка, очерк о человеке или природе). Стоит учесть, что в одном материале часто используются различные жанры и на практике вообще не бывает чистых жанров. Но хотя бы придерживаться к тому или иному жанру желательно. Это позволит материалам в журнале быть более разнообразнее и интереснее.
Фантазии у детей хватит на все, и предсказать ее сложно. Например, мы выбрали следующие рубрики:
1.Пронаш класс (обсуждение насущных школьных проблем)2. Новости "Как это было?" (отражение школьной жизни )
3. Крутые тачки ( автомобили)
4. В мире интересного (животные, растения)
5. Весёлая переменка (игры, ребусы, кроссворды)
6. Лесовичок. Времена года.
7. Проба пера (литературный блок)
Источниками информации могут быть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.).
После определения жанра журнала нужно перейти к составлению плана. В нем конкретизируется разработанная модель издания. Под названием журнала можно расположить блок с цитатой или ключевыми вопросами, с помощью которых мы хотим привлечь читателей к нашему журналу. После этого планируем расположение других тематических блоков. При планировании нужно обращать внимание не только на разнообразие тем для материалов, но и на их жанровое различие.
Не следует забывать и об иллюстрациях. Иллюстраций вжурнале должно быть много, но в меру. При этом они не должны копировать содержание тематического блока. Сведения о планируемых иллюстрациях также следует включить в составляемый план.
Теперь распределяем тематические блоки (рубрики) между учащимися, определяем источники информацииВ начальных классах главным редактором должен быть учитель. Это связано с тем, что ему необходимо будет осуществлять контроль, планировать, рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие в редакцию материалы. И лучше взрослого с данными функциональными обязанностями никто не справится. Для создания журнала могут потребоваться журналисты, фотографы, верстальщики, наборщики, корректоры.
Этап 3. Реализация плана.Подбор материала в группах. Работа журналистов и фотокорреспондентов.
Цель - поиск материала для журнала.
Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным/групповым задачам проекта, промежуточное обсуждение полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал.
Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем-экспертом или учителем-консультантом, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Этап 4. Оформление журнала. Редактирование материала.
Цель - оформление журнала.
Задачи: структурирование полученной информации, создание и размещение тематических блоков; интеграция полученных знаний, умений, навыков.
При оформлении журнала члены группы работают за компьютерами. Готовые и отредактированные материалы участники проекта помещают на страницы журнала. При этом дети могут обсуждать, видеть версию журнала, вносить необходимые коррективы.
Этап 5. Презентация результатов.
Цель - демонстрация журнала.
Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет.
Деятельность учащихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.
Возможные формы презентации: телепередача; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий.
Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.
Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.
Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения, самоанализа.
Надеюсь, что данный материал сможет оказать кому-то методическую помощь.
Страницы нашего журнала (Приложение 2)
В чем заключается педагогическая значимость проектно- исследовательской деятельности?
открывает возможности формирования жизненного опыта;
-стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации;
- выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир;
- реализует принцип сотрудничества детей, педагогов и родителей;
- ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту[2].
Список литературы.
- Господникова, М.К. Проектная деятельность учащихся [Текст] /авт.- сост. М. К. Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. -131 с.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования[Текст]/ Е.С .Полат. - М.: Академия, 2000.- 113 с.
- Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1988.