Цель:
- уточнение знаний учащихся о приставке как части слова и о её роли в нашей речи, развитие умения выделять в словах приставку.
- формирование общих умений коммуникаций.
Оборудование:
- Плакат нарисованный телевизор
- Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл. (1-4) Учебник. В 2 ч. Ч. 2. 14-е изд., стереотип Дрофа
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Давайте, ребята, поиграем в игру. Я буду называть часть слова, а вы попробуете догадаться что нужно сделать, какие действия будете выполнять, попробуйте назвать полностью слово, которым будете обозначать ваше действие.
- Перед вами, представьте себе, настоящий телевизор. Представили?
- (ребята хором) представили.
- Я вам скажу "в" - какое действие вы выполняете?
- Включили!
- Я вам скажу "пере"?
- Переключим с одного канала на другой.
- Скажу "вы"?
- Выключим!
- Молодцы! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете если и скажу "подо"?
- Пододвинемся к вам вместе со стульями.
- А если я скажу "ото"?
- Тогда отодвинемся.
- Что за части слова я вам называла?
- Приставки.
- Какой вывод можно сделать из этой игры?
- Каждая приставка несёт свой смысл.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
- Чтобы наладить хорошее знакомство с приставками я предлагаю выполнить задание:
На доске: доверить, домашний, оловянный, озабоченный, поездка, полоса.
- Списать слова с доски и выделить приставки
(ситуация удивления)
- Какое задание вы выполнили?
- Где возникло затруднение?
- Почему?
3. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель нужно поставить на урок? Сформулируйте тему урока(Научиться находить приставки в словах)
При нахождении приставки в слове мы можем воспользоваться уже известным правилом?
4. Первичное закрепление с проговариванием (в форме коммуникативного взаимодействия).
(Памятка общих умений коммуникации)
а) Работа в парах, у. 326 (по рядам, по 4 слова).
б) Работа в группах. Что нужно сделать, чтобы найти приставку в слове?
I гр.
- Подписать - писать
- Вогнать - :
- Одеревенеть - :
Вывод: чтобы найти приставку в корне:(надо отделить приставку от корня)
II гр.
- Продолжи ряд: добраться, выбраться:
III гр.
- Установите порядок хорошей работы:
- Написал
- Сообразил
- Проверил
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упражнение 327:
а) прочитайте текст
б) почему образовалась Зинька? Как вы помогаете птицам перенести зиму?
(дифференцированно)
а) списать (для I группы)
б) выписать из I и II части выделенные слова, обозначить приставку (для II группы)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(выделите ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока)
- Чему научились?
- Где эти знания можно применить?
- Каким способом вы учились?
- Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке и теряли время.
(делают вывод на карточках в группах)
- Приставка - это :(часть слова)
- На письме нельзя отделять приставку от :(корня)
- Чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать однокоренное слово без :(приставки) или с другой :(приставкой)
7. Домашнее задание
1. Упражнение 328 (обязательная часть)
2. А много ли приставок в русском языке? Все они вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите, читаете. Сколько же их? Вспомните как можно больше и отдельно на листочке запишите и пересчитайте их. Когда вы почувствуете, что больше ничего не можете вспомнить, сверьте свой список с моим.
Если вам придёт на память приставок 30 - память хорошая, больше 40 - просто превосходная! Если же меньше - не огорчайтесь, вы еще разовьёте свою память.
А на следующем уроке мы поговорим о секретах правописания приставок.
На следующий урок учитель знакомит со своим списком приставок и их вариантами (их 49)
- без (бес)
- в-во
- вз-взо, вс
- воз-вос
- вы
- до
- за
- из (изо, ис)
- на
- над (надо)
- не
- недо
- низ-нис
- о
- об
- обо
- от-ото
- та
- пере
- по
- под-подо
- пра
- пре
- пред-предо
- при
- про
- раз-разо, рас
- роз-рос
- с-со
- су
- у
- через-чрез,черес