Местоимение. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

усвоить:

  • что такое местоимение
  • какую роль оно играет в речи
  • вместо какой части речи употребляется

уметь

  • находить местоимение в тексте

работать

  • над развитием орфографической зоркости

Оборудование: Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл. (1-4) Учебник. В 2 ч. ч. 2. 14-е изд.

Ход урока

1. Мотивация к деятельности.

(включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне: "могу" - "хочу")

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке
Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

- Кто хочет получить оценку "5"?

- Молодцы. Я тоже вижу ваше желание работать, ваше настроение. Думаю, что сегодня у вас всё получится!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

На доске слова: желать, беседа, он, интересный, гореть, чёрный, адрес

Разделите слова на 3 группы и запишите их в столбики.

(учащиеся самостоятельно выполняют)

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Где испытали затруднение? Почему?

- О чём же мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

МЕСТОИМЕНИЕ

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Что такое местоимение?

- Какие местоимения бывают? - Об этом сможете рассказать, выполнив задание в группах: вам надо вставить пропущенные слова в предложенном стихотворении

(учащиеся работают в группах)

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.

(выделенные слова пропущены)

Выступление в группах. Вывешивает учитель ЭТАЛОН

 5. Первичное закрепление.

Упражнение 377

Задание дается дифференцированно:

а) списать только вопросительное предложение и подчеркнуть местоимение

б) Списать предложение, в котором есть несколько местоимений

- Кто выполнил, сверьтесь с эталоном.

- А какую роль выполняет местоимение в речи? - На этот вопрос постараемся ответить сообща.

На доске текст:

Живёт дятел в лесу, спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Найдёт дятел в лесу корявое дерево и тащит туда шишки. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.

- О какой птице вы прочитали?

- Всё ли в этом тексте вам понравилось?

- Как быть?

- Прочитайте текст, заменив каждое слово ДЯТЕЛ словом ПТИЦА.

- Нравится вам текст?

- Что же нам делать?

- Попробуйте заменить слово ДЯТЕЛ другими словами.

(работа в группах)

- Какие слова вы заменили и на какие?

ДЯТЕЛ - ОН

У ДЯТЛА - У НЕГО

- Поставьте вопрос к каждому слову в паре: кто? дятел кто? он

у кого? у дятла у кого? у него

- Что обозначает имя существительное?

- Что обозначают слова ОН, У НЕГО?

6. Самостоятельная работа: упражнение 375 (по рядам)

(с самопроверкой по эталону)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Упражнение 373 ( устно)

а) чтение по предложению, нахождение местоимений

б) письменно: выписать слова с ошибками, подобрать проверочные, напитсать.

8. Рефлексия деятельности.

а) - Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?

- Удалось ли её решить?

- Каким способом?

- В чём возникли затруднения и удалось ли их преодолеть?

- Что помогало и что мешало вам договариваться в группе?

- Что бы вы изменили в работе группы в следующий раз?

б) Домашнее задание:

  • I. обязательная часть - упражнение 376.
  • II. необязательная часть - сочинить стихотворение, в котором были бы местоимения,и оформить в виде разноцветных весёлых облачков.

(Тема: 8 марта. Поздравление -пожелание мамам.)

(эти поздравления будут использованы на Голубом огоньке

"Мама - солнышко моё!.."

в) Словесное и балльное оценивание

Список литературы.

  1. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл. (1-4) Учебник. В 2 ч. ч. 2. 14-е изд.