Семейно-досуговый центр "Радуга"

Разделы: Начальная школа


Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Очень важно с первого года обучения и воспитания в школе, чтобы родители стали соучастниками педагогического процесса. Мы считаем, что работа только одного учителя не принесёт больших результатов без активного участия родителей.

Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Точка, точка, запятая –
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек

Вот так схематично мы можем изобразить каждого ребёнка. Но это только общий портрет.

Что же нужно сделать, чтобы мы увидели в нём развивающуюся личность?

Поэтому мы и продолжили это стихотворение:

Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете ?
Мы за это все в ответе.

Задумавшись над вопросом: Какими мы хотим видеть детей на выпуске из начальной школы? – мы предложили родителям следующее задание:

  1. Записать на альбомном листе те качества, которыми, по их мнению, должен обладать ребёнок на выпуске из начальной школы.
  2. Предложить конкретные дела, которые следует провести в классе, чтобы способствовать воспитанию у детей предложенных ими качеств выпускника начальной школы.

Собрав и обработав все данные, мы решили создать в своём классе семейно-досуговый центр.

Цели проекта:

  • способствовать развитию и становлению личности ребёнка,
  • воспитать человека, способного к творческой и продуктивной работе

Механизм реализации проекта: система родительских кружковых занятий, внеклассных мероприятий, выставок, конкурсов.

Участники: родители, дети, классный руководитель.

Планируемый результат: модель выпускника начальной школы.

Срок реализации проекта: 4 года.

Этапы реализации:

I. Подготовительный этап.

  1. Анкетирование родителей, детей с целью выявления интересов детей.
  2. Создание инициативной группы.
  3. Распределение кружков между родителями.
  4. Составление списков, расписания, плана работы кружков и внеклассных мероприятий.

II. Основной этап.

Реализация проекта – кружковые занятия, внеклассные мероприятия, соревнования, конкурсы.

III. Заключительный.

1. Презентация работы семейно-досугового центра “Радуга” на смотре-конкурсе родительских проектов, выпуск брошюр, публикация в школьной газете “Родитель*”, в районной газете “Витимские зори”.

Чему же должен научить детей наш Центр? Попробуем составить импровизированный кроссворд.

1. Научить ребёнка мыслить.
Вот и записали в первую строку: мышление.
Мыслить нестандартно, решать нестандартные задачи.

2. Дети должны уметь обосновывать свои выводы, должна быть логика в их рассуждении.
Вот и записали в следующую строку: логика.

3. Дети должны быть уверены в своих силах, у них должно быть развито чувство прекрасного, сочувствие, сострадание.
Третья строка нашего кроссворда: чувства.

4. Обязательно должны быть сформированы к концу начальной школы определённые навыки: навыки чисто учебной деятельности и психологические навыки: внимание, память, личностные общения.
Значит, следующая строка навыки.

5. Надо детям научиться правильно организовать своё время, принимать участие в делах школы и класса, участвовать в научно-практических конференциях – приобретать опыт публичного выступления, заниматься в различных кружках и секциях, чтобы без проблем продолжить обучение в средних и старших классах.
Одним словом, нашим детям надо приобретать опыт.
Поэтому пятая строка нашего кроссворда опыт

6. Сейчас, когда наши дети делают первые шаги в школьную жизнь, мы стараемся быть всегда рядом с ними – ведь они так нуждаются в нашей помощи. Мы знаем, что постоянно опекать их нельзя.
К окончанию начальной школы они должны стать более самостоятельными.
В этом должны помогать и родители, и школа.
Самостоятельность
– это следующая строка нашего кроссворда.

7. К любому делу человек должен подходить творчески. И, конечно же, мы хотим видеть в детях творческое начало, развивать творческие способности. Но без трудолюбия невозможно развить эти качества.
И мы записываем в седьмую строчку: творчество.

8. И, конечно же, за всеми этими качествами наши дети не должны растерять отзывчивость, душевную мягкость. Вот и впишем последней буквой нашего кроссворда: отзывчивость.

Как видите, ключевое слово нашего импровизированного кроссворда личность.

Таким мы видим результат работы Центра – модель выпускника начальной школы. Свой центр мы назвали “Радуга”. Так же как и семь цветов радуги, в нашем Центре работают семь кружков, руководство которыми взяли на себя родители.

Кружковые занятия танцами развивают чувство ритма, музыкальный слух, культуру движения, гибкость, пластику, укрепляет дыхательную, мышечную и сердечно-сосудистую систему детского организма. Руководит кружком опытный педагог, хореограф – Леус Наталья Константиновна. Она развивает в детях гибкость, пластику – это главная задача первого года обучения танцам.

В работе этого кружка мы пока задействовали только мальчиков класса. Первый результат – танец “Берёзка” они исполнили на празднике мам, на школьном смотре художественной самодеятельности. На празднике окончания 1 класса выступят с “Матросским” танцем.

Формой работы кружка “Хорошие привычки” мы выбрали информационно-аналитический лекторий с элементами практикума. Руководит кружком Полянская Гульнара Миродиловна – медицинский работник. На занятиях кружка изучаются и отрабатываются с детьми правила дорожного движения, формируются у детей бережное отношение к своему здоровью, ответственное отношение к личной безопасности. На занятия мы приглашаем людей разных профессий: работников ГИБДД, медицинских работников. Хочется отметить, что очень интересно прошло занятие по теме “Привычки человека”.

Задачи интеллектуально-занимательного характера, способствующие формированию у детей логического, алгоритмического, пространственного мышления разрешает кружок “Заниматика”, руководителем которого является наш классный руководитель Хармакшанова Людмила Васильевна. По мнению учителя: нельзя ограничивать детей только рамками школьной программы. Надо раскрепостить мышление ребёнка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, надо воспитывать не только умственную активность детей, но и развивать интерес к процессу познания, активизировать психические процессы – внимание, мышление, воображение. Проводимые в классе олимпиады – результат работы кружка.

Современная концепция образования во главу угла ставит идею развития личности человека, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение шахматам. Руководитель кружка Доржиев Баясхалан Сергеевич уже на самых первых занятиях убеждает ребёнка, что одного желания выиграть недостаточно. Ход становится сильным только тогда, когда он подготовлен грамотными предыдущими действиями.

Обучение шахматам способствует воспитанию силы воли, трудолюбия, стремление к знаниям, развитие памяти, внимания, воображения, дисциплинированности.

В конце учебного года руководитель планирует провести “Шахматные баталии на турнире умных и смекалистых в Королевстве шахматных чудес” – презентацию кружка.

Научить правильной сервировке стола, развивать фантазию, творчество при изготовлении бутербродов, знакомить с кулинарными рецептами – вот далеко неполный перечень задач кружка “Хозяюшка”. Руководят этим кружком Белькова Татьяна Анатольевна и Божедомова Наталья Валерьевна – люди увлечённые, которые не считаются со своим личным временем, приглашают детей к себе домой. Главной задачей в этом учебном году с учётом возраста детей руководители поставили – изготовление бутербродов. Если учесть девиз кружка “Бутерброд – прямо в рот”, то нет надобности говорить о популярности этого кружка.

Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания развивает творческое воображение ребёнка, его фантазию. Вместе с руководителем кружка “Журавлик” Ангархаевой Светланой Абидуевной дети постигают это древнее японское искусство – оригами.

Цель кружка оригами – не просто научить изготавливать оригамские фигурки, а приобщить детей к творчеству, дать им возможность ощутить себя авторами художественного произведения.

На занятиях Светлана Абидуевна не преследует цель складывания как можно большего количества разнообразных фигурок, а развивает у наших детей целый ряд способностей и навыков. Дети с большим нетерпением ждут встречи с ней.

Борьба – увлекательный и красивый вид спорта. Он учит быть мужественным, честным, упорным и настойчивым в достижении жизненных целей. Именно этим качествам учит руководитель кружка Маланов Валентин Юрьевич, человек ответственный, любящий по-настоящему этот вид спорта, имеющий I спортивный разряд. С большим удовольствием наши мальчики посещают кружок, на котором не только учатся различным приёмам борьбы, но и умению дружить, играть в хоккей, футбол.

Мы нарисовали портрет выпускника начальной школы. Вместе со школой мы будем работать над его совершенством. Так как наш проект рассчитан на 4 года, все эти качества в наших детях мы будем развивать с учётом их возраста, каждый год совершенствуя цели и задачи.

Приложение.