ЦЕЛЬ ИГРЫ:
- Ознакомление ребят со словарями, справочниками по русскому языку;
- Умение пользоваться справочной литературой;
- с помощью занимательного материала убедить школьников по-новому взглянуть на особенности русского языка.
ЗАДАЧИ:
- Привитие любви к родному языку;
- Отработка навыков пользования разными видами справочной литературы;
- Развитие познавательных способностей у детей;
- Развитие внимания, воображения, мышления;
- Умение работать в творческой группе, взаимодействовать с товарищами.
Оформление:
- Выставка " О словарях разнообразных"
- Цитата к выставке: "Уважаем государь по прозванию Словарь, Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю, не однажды за советом обращался к Словарю". (Я. Козловский)
- Высказывания великих людей мира о русском языке.
- Портреты великих языковедов (Ожегов, Даль)
Вступительное слово ведущего: "Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Так писал о своем родном русском языке известный поэт А. Яшин в стихотворении "Русский язык".
Сегодня, дорогие друзья , мы отправимся с вами в необычное путешествие к сокровищам родного слова. Вас, конечно же интересует, что это за сокровища и где они находятся? Ну. Что ж, слушайте:
Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство.
Язык , на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал русский язык А.С.Пушкин. Многие русские писатели также говорили о необычайном богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства.
В путь за сокровищами, в Чудесную страну слов, мы отправимся двумя командами. На нашей игре присутствуют гости члены жюри: заместитель директора по воспитательной работе Дектярь О.М., Кайгородова Н.Н.
А сейчас мы проводим первый конкурс
1 КОНКУРС: "ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД"
Слово предоставляется командам .
Слово 1 команде:
"Мы-рыцари ордена книгочитающих"
"Страницы книг сродни могучим крыльям -
Листай, лети хоть прямо на Луну.
Раскрыта книга - значит, мы открыли,
Опять открыли новую страну."
Слово предоставляется 2 команде:
"Мы - рыцари ордена Смекалистых"
"Книжка - умный, добрый друг,
Знает книжка все вокруг:
Что, зачем, откуда, как
И о чем писал Маршак.
Чем питается верблюд?
Сколько лет киты живут?
Спросишь книжку - даст ответ,
У нее секретов нет.
А Сейчас мы проведем конкурс капитанов. Называется он "Исправь ошибки"
(На магнитной доске находится плакат)
На прашлагодние ашибки
Сматреть мне трудно без улыпки.
Вновь потиплело в дикабре.
Запахло сенам на дваре.
Пишу я луче многих в классе.
Мне падарил падарак Вася.
Я изучала вес енварь
Арфаграфический славарь.
Ведущий:
Игра - наш друг, большой и умный, -
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
Сейчас мы предлагаем вам проверить свой словарный запас.
Следующий конкурс.
2 конкурс: КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ.
(Каждая команда получает листочки со словом " ГРАМОТЕИ".
За 1 минуту нужно составить из его букв как можно больше слов.)
Время пошло. (Том, маг, атом, гром, море, гора, метр, рота, грот, мат, ром и т.д.)
Ведущий: Время закончилось. Давайте послушаем команды какие слова они составили) У кого больше словарный запас.
(команды выступают)
Ведущий: Друзья, вы убедились, что слов у нас в запасе, оказывается немало. А умеем ли мы правильно писать эти слова? С помощью какого словаря мы можем проверить свою грамотность? (Орфографический словарь) Используя орфографический словарь, напишите правильно предложенные слова :
1 команда: всечасно
Аннотация
2 команда: вегетарианец
Аномалия
(команды выполняют задание).
Выполненное задание отдают жюри.
Ведущий: А для того, чтобы объяснить значение любого слова, существуют толковые словари ( показать какие есть в библиотеке)
Третий конкурс называется Работа со словарем
3 КОНКУРС "РАБОТА СО СЛОВАРЕМ"
Сейчас я раздам вам карточки со словами :
1 команде - дрязги- мелкие ссоры, обыденные мелочи, неприятности.(с.147) словарь Ожегова
Дублировать - (выполнять что-нибудь сходное, одинаковое, параллельно с другим (с.148)
Ограничитель - прибор, ограничивающий действие чего-нибудь (с.357)
2 команде - размолвка - легкая ссора (529)
Скопом - все вместе, сообща (591)
Тоска - душевная тревога, соединение с грустью.(656)
Найдите в толковом словаре эти слова напишите и объясните их значение.
Команды выполняют задание.
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
Ведущий : Друзья. Представьте, что мы с вами оказались в неизвестном городе. Попробуем угадать его название, послушав разговор людей, здесь живущих.
ИНСЦЕНИРОВКА
Прохожий 1 - До каких пор ты будешь бить баклуши?
Прохожий 2 - Да стараюсь, а ничего не получается: У меня уже ум за разум заходит.
Прохожий 1 - У тебя всё получается шиворот-навыворот!
Прохожий 2 - Я просто не в своей тарелке. И не кричи на всю Ивановскую.
Ведущий: Догадались, что это за город? (Команды отвечают)
Правильно, это город фразеологизмов, которыми чрезвычайно богат русский язык. Назовите какие фразеологизмы вы сейчас услышали.
И следующий конкурс называется
4 КОНКУРС " ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ"
Ведущий: Я вам выдам листочки со стихотворениями. Найдите в этих стихах фразеологизмы и попробуйте их объяснить.
В помощь возьмите фразеологический словарь.
1 команде:
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это дела спустя рукава,
Другой - засучив рукава.
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу-
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
2 команде:
Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку, и тряпку:
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде!Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
Команды по очереди дают ответы.
Ведущий: Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Слово предоставляется жюри.
Ведущий: Следующий конкурс называется " Собери слово"
5 КОНКУРС "СОБЕРИ СЛОВО"
Задание выдается в конвертах. Вам нужно собрать слово из букв в конверте. Дам вам подсказку, что слово которое нужно собрать относится к разделу русского языка как предмета изучения.
1 команде: Слово "ЛЕКСИКА" (буквы Л , Е, К, С, И, К, А)
2 команде: Слово "ФОНЕТИКА" (буквы Ф, О, Н, Е, Т, И, К, А)
Ведущий: Пока команды выполняют задание мы поиграем с вами, дорогие болельщики.
Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета. ( Я-БЛОК- О)
- Какие три выдающихся писателя носят одну фамилию ? (Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, А.Н.Толстой)
- Из каких книг эти герои?
- Дуремар - А.Н.Толстой "Приключения Буратино"
- Дюймовочка - Андерсен "Дюймовочка"
- Доктор Айболит - К.Чуковский "Доктор Айболит"
3. В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, не хватает последнего слова. Нужно их закончить.
Портфель у меня
Невелик и не мал.Лежат в нем задачник,
Букварь и: (пенал)Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (ученик)Быть должны всегда в порядке
Твои школьные (тетрадки.)Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно: (карандаш)
Ведущий: Надеюсь команды уже готовы. Послушаем какие слова они составили. Команды выступают.
Ведущий: 6 конкурс "Наоборот"
Подберите антонимы-слова, противоположные по смыслу.
Итак, задание команде 1
Я -антоним к слову "лето"
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я: ( зима)Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям (друг)
Задание команде 2
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это: (плач)У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок: (высоко)
Ведущий: Следующий наш конкурс
7 конкурс ДОПИШИ ПОСЛОВИЦУ.
Вам даны пословицы: вы должны дописать пословицу.
1 команде:
- Язык - (до Киева доведет)
- Не спеши языком - (торопись делом)
- Ешь пирог с грибами - (а язык держи за зубами)
- Соловья баснями - (не кормят)
2 команде:
- Слово не воробей - (вылетит не поймаешь)
- На чужой роток - (на накинешь платок)
- Что написано пером - (не вырубишь топором)
- Словами горю - (не поможешь).
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в мир языка. Сегодня вы узнали много нового и интересного об удивительной стране слов. Мы смогли проникнуть в хранилище словесных богатств этой волшебной страны.
Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.
Ведущий: Не забывайте о своих помощниках - словарях, справочниках по русскому языку. Спасибо всем за участие.