УЧАСТНИКИ: учащиеся 6-х классов, члены клуба "КРЕДО"
ЦЕЛИ: Обсуждение проблем подростковой толерантности в современном российском обществе на примере произведения В. Железникова "Чучело".
ЗАДАЧИ:
- Проанализировать и закрепить понятие "толерантность", основные черты толерантной и интолерантной личности;
- Формирование навыков толерантного поведения; способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
- Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, другим людям; готовность прийти на помощь.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: "круглый стол" с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
МЕТОДЫ:
- дискуссия с элементами театрализации;
- работа в группах;
- психологический тренинг.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
"Теперь, когда мы научились летать по
воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного: научиться жить на
земле, как люди".
Б.ШОУ
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы занятия, которая посвящена отношениям между подростками.
Проблемное задание: в ходе занятия придумать свой вариант окончания известного высказывания Сент-Экзюпери.
Наше занятие проходит в форме круглого стола, где каждый может свободно высказать свою точку зрения, не боясь ошибиться. У нас с вами все как в настоящей школе - уроки и перемены. Итак, начинаем. Урок первый- урок истории.
2.УРОК ИСТОРИИ.
Беседа с учащимися по вопросам:
1) Что понятие "толерантность"?
2) Когда отмечается День толерантности?
3) Как слово толерантность определяется в разных странах?
4) Почему в разных странах определения различны? Что их всех объединяет?
5) Почему так актуальна толерантность в наше время?
Затем учащиеся вместе с учителем делают выводы по обсуждаемой теме.
ТВОРЧЕСТВО РЕБЯТ: ученик читает написанную им басню про мартышек; описанная в басне ситуация очень напоминает нам наши отношения.
3. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Обсуждение произведения В.Железникова "Чучело".
Ребята отвечают на вопросы:
1) Каковы ваши впечатления от повести?
2) Что вам больше всего запомнилось? Почему?
3) Назовите главных героев повести, дайте им характеристики.
4) Как автор повести описывает отношения в классе?
5) Как связаны описываемые события с темой нашего разговора?
6) Как бы вы оценили отношение ребят к новой ученице?
7) Изменились ли ребята в конце повести? Какие перемены вы наблюдали?
8) Что заставило ребят измениться?
Какие качества толерантной и интолерантной личности мы можем назвать на примере повести "Чучело"?
ВЫВОДЫ по итогам обсуждения: Есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
Мы все разные, но у нас много общего.
УПРАЖНЕНИЕ: Учимся ценить индивидуальность.
Вопрос ребятам: Хорошо это или плохо, что мы все разные?
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Мы становимся интересны друг другу, учимся друг у друга.
4. УРОК ТЕАТРА. Инсценированная игра.
Группа учащихся представляет "Сказку о счастье". Затем следует обсуждение сказки:
- Как вы думаете, почему изменился король?
- Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
- Чему нас учит эта сказка?
ВЫВОД: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону.
5. ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Работа в группах: разбор психологических ситуаций. Каждая группа объясняет, как они поведут себя в данной ситуации. Другие дают свои рекомендации насчет поведения, как сделать его более толерантным.
6. УРОК РИСОВАНИЯ. Творческая работа: рисуем "Дерево толерантности".
На доске на ватмане изображено дерево; ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы вокруг нас было "пространство толерантности". Затем листья прикрепляются к дереву. Часть ребят озвучивает написанное.
7. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ЗАДАНИЯ, данного в начале мероприятия. Учитель снова обращается к эпиграфу урока. Выступление ребят, выслушиваются варианты ответов; их обсуждение. Затем учитель дает полный вариант эпиграфа: "Если я чем то на тебя не похож, этим я вовсе не оскорбляю, а одаряю тебя".
Это означает что мы должны ценить наши различия. В уважении и принятии другого человека со всеми его различиями проявляется наша культура. Мы должны позволить другим быть другими и ценить собственную индивидуальность.
Конечно, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
8. РЕФЛЕКСИЯ. Ребята оценивают свою работу на семинаре.
Отвечают на вопрос: где в своей жизни смогут применить те принципы, знания, что приобрели на занятии?
9. УПРАЖНЕНИЕ. "Техасские объятия" - ребята становятся в круг, а затем тесно смыкают его.
Занятие заканчивается песней "Ты, да я, да мы с тобой".