Цели урока:
- совершенствовать умение редактировать написанное;
- способствовать закреплению умения навыка построения текста;
- продолжить формирование навыков грамотного письма.
Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1); распечатка практического материала (Приложение 2)
Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда.
А.Ахматова
ХОД УРОКА
1. Урок я начну с чтения «предложения»:
«Печорин, он в себя специально влюбил, вернее, украл Бэлу из-за любви к ней, но потом он ее разлюбил, но так как, когда-то Печорин из-за Бэлы своровал лошадь Казбича для Азамата, для того, чтобы Азамат похитил свою сестру для Григория Александровича Печорина».
Данное «творение» является прекрасной иллюстрацией к эпиграфу нашего урока (зачитать эпиграф). Стихов у нас сегодня не будет, а вот редактированием собственных текстов мы займемся.
Тема урока: «Сам себе редактор» (начало Презентации, слайды 1, 2); обратите внимание, что мы сегодня на уроке совершенствуем и продолжаем то, чему учились на предыдущих уроках.
2. Вспомним, с чего начинается редактирование текста? (Учащиеся называют этапы редактирования, слайды 4, 5)
- прочитать текст и выявить повторы;
- обратить внимание на абзацное членение; определить композицию текста;
- выделить ценные мысли; определить, в какие предложения они заключены;
- длинные предложения разбить на более короткие;
- обилие придаточных предложений заменить причастными или деепричастными оборотами;
- если много предложений с оборотами, частично заменить обороты самостоятельными предложениями;
(Ответы учащихся комментируются учителем и отмечаются жетонами-наклейками, которые в конце урока «обмениваются» на оценки)
3. Теоретический материал будет чередоваться с практическими заданиями. (Тексты упражнений раздаются обучающимся. Все выступления учащихся отмечаются жетонами-наклейками).
Упражнение 1.
– Какие недочеты вы увидели? (Повторы слова) Редактируем написанное.
Упражнение 2.
– Звучит данное предложение? (Нет. Оно напоминает словесный завал.)
Упражнение 3.
– Здесь что хотелось бы изменить? (Придаточные предложения преобразовать, где возможно, в причастные или деепричастные обороты)
– На этом редактирование не заканчивается.
Не будем забывать о доводке текста
(Слайд 6)
– Что включает в себя данный этап работы? (Устранение
канцеляризмов, штампов и тавтологии.)
– Напомните, пожалуйста, что означают эти
понятия?
Штампы – это слова и выражения,
лишенные образности, часто и однообразно
повторяемые, обедняющие речь и заполняющие ее
шаблонными оборотами. (Люди в белых халатах,
люди в серых шинелях – вместо слов «врачи»,
«военные»; золото – белое (хлопок), черное (уголь),
жидкое (нефть), зеленое (леса), мягкое (пушнина)…
Величайший, крупнейший, известнейший, звезда
первой величины…)
Канцеляризмы – стандартные формулы официально-деловой речи, перенесенные в произведения других речевых стилей (горячий отклик, широкий размах, при наличии отсутствия, выступление по линии критики).
Тавтология – повторение сказанного однокоренными словами (рассказчик рассказал, продолжительность мероприятия длится 40 минут, следует отметить следующие особенности).
– Следующий пункт в этапе доводки – это исправление ошибок: (Слайд 7)
– в предложениях (постановка соответствующих
знаков препинания);
– в словосочетаниях (обратить внимание на
согласование и управление);
– в словах (замена синонимами трудных написаний,
подбор и изменение слов для проверки…)
4. Последний этап работы над текстом (Слайд 8)
– Какие правила использования цитат вы знаете?
Напомню, что
- цитирование не должно быть объемным;
- цитаты можно оформлять как прямую речь;
- можно включать фрагмент цитаты в свое предложение.
5. Итог урока
– Сегодня мы провели еще одну разминку по редактированию. И я вновь обращаюсь к тому творению, с которого мы начинали наш урок. Вам предлагается отредактировать его и еще несколько неудачных высказываний. Листы с выполненными заданиями вы мне сдаете, и за проведенную работу будут выставлены оценки.
6. Домашнее задание
– Отредактировать тексты ваших сочинений
на лингвистическую тему, в которых вы пытались
объяснить Митрофанушке, что такое имя
прилагательное. На следующий урок вы приносите
два текста: первый, то, что вы писали до
урока-практикума, второй – результат вашей
корректировки.
И последнее. Помните о том, что, чем больше
критичности к тексту, тем больше продуктивности
в его улучшении.
(Слайд 10)
В конце урока учащиеся сдают папки с
выполненными работами.
Учителем оцениваются письменные работы и
устные ответы по количеству наклеек.