Урок-практикум "Сам себе редактор". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • совершенствовать умение редактировать написанное;
  • способствовать закреплению умения навыка построения текста;
  • продолжить  формирование навыков грамотного письма.

Оборудование:  презентация к уроку (Приложение 1); распечатка практического материала (Приложение 2)

Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда.

А.Ахматова

ХОД УРОКА

1. Урок я  начну с чтения «предложения»:

«Печорин, он в себя специально влюбил, вернее, украл Бэлу из-за любви к ней, но потом он ее разлюбил, но так как, когда-то Печорин из-за Бэлы своровал лошадь Казбича для Азамата, для того, чтобы Азамат похитил свою сестру для Григория Александровича Печорина».

Данное «творение»  является прекрасной иллюстрацией к эпиграфу нашего урока (зачитать эпиграф). Стихов у нас сегодня не будет, а вот редактированием собственных текстов  мы займемся.

Тема урока: «Сам себе редактор»  (начало Презентации, слайды 1, 2); обратите внимание, что мы сегодня на уроке совершенствуем и продолжаем то, чему учились на предыдущих уроках.

2. Вспомним, с чего  начинается редактирование текста? (Учащиеся называют этапы редактирования, слайды 4, 5)

  • прочитать  текст и выявить повторы;
  • обратить внимание на абзацное членение; определить композицию текста;
  • выделить ценные мысли; определить, в какие предложения они заключены;
  • длинные предложения разбить на более короткие;
  • обилие придаточных предложений заменить причастными или деепричастными оборотами;
  • если много предложений с оборотами, частично заменить обороты самостоятельными предложениями;

(Ответы учащихся комментируются учителем и отмечаются жетонами-наклейками, которые в конце урока «обмениваются» на оценки)

3. Теоретический материал будет чередоваться с практическими заданиями(Тексты упражнений раздаются обучающимся. Все выступления  учащихся отмечаются  жетонами-наклейками).

Упражнение 1.

– Какие недочеты вы увидели?  (Повторы слова) Редактируем написанное.

Упражнение 2.

– Звучит данное предложение? (Нет. Оно напоминает словесный завал.)

Упражнение  3.

– Здесь что хотелось бы изменить? (Придаточные предложения преобразовать, где возможно, в причастные или деепричастные обороты)

– На этом редактирование  не заканчивается. Не будем забывать о доводке текста  (Слайд 6)
– Что включает в себя данный этап работы? (Устранение канцеляризмов, штампов и тавтологии.)
– Напомните, пожалуйста, что означают  эти понятия?

Штампы – это слова и выражения, лишенные образности, часто и однообразно повторяемые, обедняющие речь и заполняющие ее шаблонными оборотами. (Люди в белых халатах, люди в серых шинелях – вместо слов «врачи», «военные»; золото – белое (хлопок), черное (уголь), жидкое (нефть), зеленое (леса), мягкое (пушнина)…
Величайший, крупнейший, известнейший, звезда первой величины…)

Канцеляризмы – стандартные формулы официально-деловой речи, перенесенные в  произведения других речевых стилей (горячий отклик, широкий размах, при наличии отсутствия, выступление по линии критики).

Тавтология – повторение сказанного однокоренными словами (рассказчик рассказал,  продолжительность мероприятия длится  40 минут, следует отметить следующие особенности).

– Следующий пункт в этапе доводки – это исправление ошибок: (Слайд 7)

– в предложениях (постановка соответствующих знаков препинания); 
– в словосочетаниях (обратить внимание на согласование и управление);
– в словах (замена синонимами трудных написаний, подбор и изменение слов для проверки…)

4. Последний этап работы над текстом (Слайд 8)

– Какие правила использования цитат вы знаете?
Напомню, что

  • цитирование не должно быть объемным;
  • цитаты можно оформлять как прямую речь;
  • можно включать фрагмент цитаты в свое предложение.

5. Итог урока

– Сегодня мы провели еще одну разминку по  редактированию. И я вновь обращаюсь к тому творению, с которого мы начинали наш урок. Вам предлагается отредактировать его и еще несколько неудачных высказываний.  Листы с выполненными заданиями вы мне сдаете, и за проведенную работу будут выставлены оценки.

6. Домашнее задание

– Отредактировать тексты  ваших сочинений на лингвистическую тему, в которых вы пытались объяснить Митрофанушке, что такое  имя прилагательное. На следующий урок вы приносите два текста: первый, то, что вы писали до урока-практикума, второй – результат вашей корректировки.
И последнее. Помните о том, что, чем больше критичности к тексту, тем больше продуктивности в его улучшении.

(Слайд 10)

В конце урока учащиеся сдают папки с выполненными работами.
Учителем оцениваются письменные работы  и устные ответы по количеству наклеек.