Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей в работе с детьми дошкольного возраста. В последние годы отмечается увеличение количества детей с различными хроническими заболеваниями, а так же ослабленных и часто болеющих. Поэтому основным приоритетным направлением нашего МДОУ является – охрана жизни и укрепления здоровья детей. Коллективу необходимо было создать оптимальные условия для решения оздоровительных задач, компенсации факторов, оказывающих качественное влияние на состояние здоровья детей, предусмотреть осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий в реализации межпредметных связей по разделам “Программы воспитание и обучение в детском саду” под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. В связи с этим возникла необходимость в создании проекта “Здоровый ребенок–в общество” по реализации приоритетного направления МДОУ.
Особое место в проекте “Здоровый ребенок – в общество” занимает психологическое здоровье, что является одним из важнейших характеристик личности человека. Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности является художественное образование, так как художественность, эстетичность–обязательный принцип здоровьесбережения.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия “красивый” и “добрый” почти идентичны), повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков развития способностей к художественному творчеству.
В дошкольной педагогике учеными В.Н.Шацкой, Е.А.Флериной, Н.П.Сокулиной, Н.А.Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.Г.Казаковой и др. разработана теория эстетического воспитания. Особое место авторы уделяли развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитанию художественного вкуса, потребности в познании прекрасного. Вопросы восприятия детьми художественных произведений рассматривались А.В.Запорожцем, Т.А.Репиной, Р.И.Жуковской, А.М. Виноградовой и др. Эти исследования являются весовым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников.
Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Наши наблюдения и анализ педагогической работы показали, что, несмотря на регулярное проведение занятий изобразительной деятельностью, их результаты не соответствовали полностью программным требованиям. Особенно слабо развивались творческие способности детей. Поэтому наше внимание было направлено на разработку программы “Красота и творчество” основного направления – художественно-эстетическое воспитание по программе Г.С.Швайко “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”.
При разработке программы “Красота и творчество”, мы столкнулись с трудностями, потому что на основе методических рекомендаций МО и Н РТ одно занятие по рисованию в старшей, подготовительной к школе группах было замещено занятием по обучению татарскому языку и перенесено в режимный момент. В связи с этим парциальная программа Г.С.Швайко “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” полностью не реализовывалась. Поэтому основной задачей по реализации проекта стало создание кружка “Юный художник”. (Приложение 1)
Особенностью нашей работы является то, что дополнительное образование интегрирует парциальную программу Г.С.Швайко “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” с учетом обновления технологиями Р.Г.Казаковой “Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники”, методическими рекомендациями Р.М. Чумичевой “Дошкольникам о живописи” и в качестве наглядного пособия был использован комплект рабочих тетрадей Н.Г.Салминой и А.О.Глебовой для детей старшего дошкольного возраста Московского издательского центра “Вентана – Граф”, 2006 г. “Учимся рисовать”, состоящих из четырех учебных пособий по обучению рисованию: “Клетки, точки и штрихи”, “Рисование, аппликация и лепка”, “Графика, живопись и народные промыслы”, “Анализ форм и создание образа”. Задания из пособий комплекта рабочих тетрадей Н.Г.Салминой и А.О.Глебовой “Учимся рисовать” подобраны к определенным темам занятий. На одном занятии могут использоваться задания сразу из нескольких пособий, страницы которых указаны в тематическом планировании.
В основе работы с дошкольниками по реализации данного направления лежит принцип здоровьесбережения, включающий в себя ассоциативное рисование, релаксацию, медитацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений, музыкотерапию.
Данная программа описывает курс работы кружка по изобразительной деятельности (рисованию) для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная к школе группы). Перспективный план работы кружка в старшей группе включает несколько блоков, который обеспечивает постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности. Планирование работы кружка в подготовительной к школе группе осуществляется по тематическим циклам парциальной программы, тем самым дети закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки. Первый год обучения (старшая группа) посвящена знакомству с бумагой, нетрадиционными способами рисования. На втором году (подготовительная к школе группа) обучения дети продолжают знакомство с основами изобразительного искусства нетрадиционными способами рисования на бумаге. Осваивают технику рисования воздушными фломастерами и гелевыми блестками. (Приложение 2)
Задачи:
- Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных изобразительных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии репродукций картин известных художников, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание на выразительные средства.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня (на основе методических рекомендаций МО и Н РТ № 4886/8 от 05.08.2008 г. по организации обучения татарскому языку в ДОУ в старшей, подготовительной к школе группах одно занятие по рисованию перенесено в режимные моменты). Продолжительность занятия 20 мин. ( старшая группа), 25 мин. (подготовительная к школе группа). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам “Программы воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- “Театрализованная деятельность”. Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов.
- “Физическая культура”.
Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
- ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;
- осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
- отрабатывать глазоручную координацию, концентрацию внимания и усидчивость, подготовку руки к письму, к работе на компьютере (с мышкой).
– использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.
- “Музыкальное воспитание”. Музыкатерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.
- “Развитие речи”. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
- “Ознакомление с окружающим”. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”.
Анализ продукта деятельности
- Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
- Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
- Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преодладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
- Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
- Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
- Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
- Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полногму раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Тематический план работы в старшей группы
“Рисуем в нетрадиционной технике” (Приложение 3)
Содержание программы включает 8 разделов:
Раздел 1 – “Краска и цвет”; | Раздел 5 – “Развивающее задание”; |
Раздел 2 – “Работа с линией”; | Раздел 6 – “Делаем вместе”; |
Раздел 3 – “Работаем с формой”; | Раздел 7 – “Работаем с ритмом”; |
Раздел 4 – “Композиция”; | Раздел 8 – “Подводим итоги”. |
Тематический план работы в подготовительной группы
“Изоискусство детям” (Приложение 4)
Содержание программы включает 9 разделов:
Раздел 1 – “В мире прекрасного. Изоискусство детям, жанры живописи: натюрморт”;
Раздел 2 – “В мире прекрасного. Изоискусство детям, жанры живописи: пейзаж”;
Раздел 3 – “В мире прекрасного. Изоискусство детям: жанровая живопись”;
Раздел 4 – “Чувства, желания, взгляды”;
Раздел 5 – “Изоискусство детям: архитектура”;
Раздел 6 – “Художественная литература: сказки, стихи”;
Раздел 7 – “В мире прекрасного. Изоискусство детям: портрет”;
Раздел 8 – “Декоративно – прикладное искусство”;
Раздел 9 – “Обобщающая работа”.
Основные требования к уровню подготовки детей
Требования к уровню подготовки детей по разделу “Изобразительная деятельность” представлены в таблице.
Воспитанник должен |
Базовая программа |
Компонент ДОУ |
Знать |
Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство |
Теплые и холодные оттенки |
Уметь |
|
|
Список литературы
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Рисование. Учебно-наглядные демонстрационные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.
- Бурганова Р.А. Татарский орнамент в изобразительной деятельности. Казань. 2003.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (подготовительная к школе группа). – М.: ВАКО, 2005. – 192 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Подготовительная к школе группа. М., 2005 .
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 176 с.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 – е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
- Ремезова А.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5 – 6 лет: Методика. – Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
- Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Клетки, точки и штрихи: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).
- Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Анализ форм и создание образа: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 64 с.: ил. – (Предшкольная пора).
- Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать:Графика, живопись и народные промыслы: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).
- Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
- Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с., 16 л.ил.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр.ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр. ВЛАДОС, 2003. – 176 с.