Интегрированный урок (литературное чтение + ИЗО) по произведению С.А. Есенина "Берёза"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить детей с краткой биографией и стихотворением С.Есенина “Береза”; дать понятие метафоры олицетворения, продолжать формировать умение видеть образы, языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворные произведения.

Развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления.

Воспитывать любовь к родной природе, эстетическое отношение к явлениям природы через связь с художественной прозой.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, репродукции картин И.И. Шишкина, магнитофон-запись песни “Во поле берёза стояла”, синий лист бумаги, кисть, гуашь, учебник.

Ход урока

I. Вступительное слово.

Учитель.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.

II. Постановка (сообщение) цели урока.

– Сейчас я прочитаю стихотворение

Попробуйте услышать в нем фамилию русского поэта.

(Учитель читает).

В этом имени слово “осень”
Осень, ясень осенний цвет
Что-то есть в нем от русских песнь
Поднебесье тихие веси, сень березы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности и чистоты…

– Услышали ли вы эту фамилию? (ответы детей)

Только скажут – “Сергей Есенин”,

Всей России встают черты.

III. Подготовка к восприятию стихотворения.

У. Сегодня нам впервые предстоит познакомиться с выдающимися замечательным поэтом Сергеем Есениным – (открыть портрет).

Рассказ учителя о биографии писателя

– Это поэт начала двадцатого века. Он один из самых известных и любимых поэтов в нашей стране. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями

– Сергей Есенин, родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу реки Ока. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. С.Есенин очень любил природу и воспевал ее в своих стихах.

У. Сегодня прочитаем стихотворение С.Есенина “Береза”.

Грамзапись – слушание стихотворения. (Пауза 30 сек.)

У. Какие чувства вызвало, у вас это стихотворение? (ответы детей)

Глазками проследите это стихотворение.

IV. Словарная работа.

У. Какие слова показались непонятными?

Кайма – отличающаяся по цвету и рисунку полоса по краю ткни.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь со свивающимися нитями.

V. Анализ стихотворения.

У. В какое время года поэт описывает березу? (зимой)

– Прочитайте первую строфу

– Где находиться береза? (Под моим окном).

– С чем здесь сравнивает поэт снег? (с серебром).

– Прочитайте 3-4 строчки, 1 строфы

– Почему поэт говорит, принакрылась? (имеет в виду не закрылась совсем, только чуть-чуть).

– Прочитайте вторую строфу.

– С чем сравнивает Есенин, распустившиеся кисти березовых веток? (с белой бахромой)

– Итак: в I строфе поэт сравнивает снег с серебром.

– Во II строфе – сравнивает с белой бахромой.

Прочитайте последнюю строфу.

– Есть ли здесь сравнение? (Сравнение есть, но оно как бы скрыто)

– Говорит ли поэт, чем обсыпает ветки? (Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром, он сразу называет снег серебром).

– Такое сравнение – скрытое, в литературе называется метафорой.

– Поэты часто изображают неживые предметы как живые.

– Такой прием в литературе называется олицетворением.

– Попробуйте, найти олицетворение в тексте стихотворения (в первой и последней строфах)

– Прочитайте третью строфу.

– Я хочу проверить вашу догадливость.

– Что говорит поэт о снежинках? (снежинки горят в золотом огне?)

– В каком значении употреблено слово горят, в прямом или переносном? Почему? (конечно в переносном, это слово часто употребляется в переносном значении).

– Мы говорим например, глаза горят; снежинки не могут гореть как дрова.

– А откуда взялся “золотой огонь”, что поэт так называет? (свет зари)

– Что такое “заря”? (Яркое освещение горизонта, перед восходом или заходом солнца. Зимой солнце озаряет не так ярко как летом).

– Прочитайте 2 строчки 3 строфы

– В какой тишине стоит береза? (сонной тишине)

А теперь вопрос для самых догадливых.

– Как долго береза стоит в сонной тишине? (от утренней зари до вечерней)

Именно так надо понимать слова “обходя кругом”.

– Как понимаете слова “обходя кругом”? (сначала заря была на востоке потом на западе).

– А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой?

– Прочитать 4 строфу.

(Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится стать пораньше).

– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения.

– Как будем читать стихотворение, быстро или неторопливо?

– Громко или не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую березу?

(Будем читать неторопливо, не очень громко, но так чтобы все могли услышать и постараемся передать чувства автора, его любование березой).

Читает ученик.

VI. Физминутка.

Прослушивание записи песни “Во поле береза стояла”. (показывая упражнения руками вверх и в стороны “качающиеся деревья).

У. Итак: – Поэты воспевают природу в стихах,

– Композиторы выражают любовь к природе в музыке.

VII. Фрагмент урока ИЗО.

У. А кто воспевал природу нашего края в картинах?

(И.И.Шишкин написал много картин о природе нашего края)

– Сегодня на уроке мы постараемся стать маленькими шишкинцами, постараемся нарисовать березу.

У. Как вы думаете, какие краски понадобятся художнику, если он захочет нарисовать березу? (белую, черную краску)

– На партах у вас листы с синим фоном?

– Как вы думаете почему? (чтоб показать заснеженную березу).

Учитель на доске показывает приёмы работы с объяснением.

– Лист расположим вертикально. Сначала карандашом наметим величину дерева. Работаем кистью, гуашью белого цвета.

Снизу вверх (дерево растет из земли) прикосновением кисти с наибольшим нажимом постепенно ослабляя его, рисуем ствол, но не обязательно ровный.

Затем ветки также от ствола с наибольшим нажимом постепенно ослабляя в стороны распуская кисти бахромой.

Нарисовав ветки используя гуашь белого цвета. Черным цветом наносим мазки на ствол и толстые ветки березы.

Дети рисуют берёзу. Готовые работы детей крепятся на доску.

Просмотр работ учащихся.

У. Как вы думаете, почему и поэты, и композиторы и художники воспевали в своих произведениях березу? (Наверно только в России растут такие белоствольные березы, береза стала символом России)

VIII. Итог урока.

– Со стихотворением, какого поэта вы познакомились?

– Какое стихотворение читали?

– Знаете ли вы что стихотворение “Береза” – это первое опубликованное стихотворение С.Есенина, поэту было тогда 19 лет.

– С какими литературными понятиями мы познакомились?