Я работаю музыкальным руководителем 21 год, из них 17 лет в детском саду № 18 “Родничок”. Имею следующие результаты мониторинга за 3 года: 2007 – 2008 учебный год. Младший дошкольный возраст (3-5 лет): К концу учебного года произошёл рост музыкального развития детей. Высокого уровня на 35%, среднего на 27%, низкий снизился до 0%. Старший дошкольный возраст (5-7 лет): К концу учебного года высокий уровень музыкального развития составляет 75% детей, 25% – средний, 0% – низкий.
2008 – 2009 учебный год. Младший возраст: 68% составляют дети высокого уровня развития на конец учебного года, 29% – среднего уровня, 3% – низкого. Старший дошкольный возраст: На конец учебного года прослеживается динамика развития, высокий уровень имеют 82% детей, средний – 18%, низкий – 0%.
2009-2010 учебный год. Младший возраст: К концу учебного года 75% детей высокого уровня развития, 25% среднего, 0% низкого. Старший дошкольный возраст: На конец учебного года произошла динамика развития. Высокий уровень развития – 90%, средний – 10%, низкий – 0% детей.
Мои воспитанники принимают участие в городских смотрах-конкурсах “Волшебный микрофон”, “Музыкальная капель”. Выступают перед детской и взрослой аудиторией на различных мероприятиях СОШ № 2. Выпускники детского сада посещают детские хореографические ансамбли: “Незабудки”, “Данс – класс”, “Детство”, танцевальную студию эстрадного танца ДДТ, академический хор ДМШ “Родничок”, учатся игре на различных музыкальных инструментах в детской музыкальной школе. Многие из них лауреаты федеральных, региональных и муниципальных конкурсов.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляю по программам: “Истоки” – базис развития ребёнка дошкольника под редакцией Л.А. Парамоновой, которая предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее художественно-эстетическому развитию современного ребёнка; “Ладушки” И. Новоскольцевой, И. Каплуновой. Для реализации художественно-эстетического направления по музыкальному развитию дошкольников поставила перед собой цель:
Развитие у дошкольников эмоциональной сферы личности, творческой активности, культуры восприятия музыки.
Цель реализую в следующих задачах:
- Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных “близких” звуков, окружающих ребёнка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.
- Пробуждать у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.
- Развивать фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку.
- Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
Для решения поставленных задач, я изменила форму построения музыкальных занятий. Ввела в практику работы инновационные социо-игровые подходы к педагогике. Этот выбор обусловлен несколькими причинами. Во-первых, доказано, что дошкольники одинаково предрасположены ко всем видам творческой деятельности. Во-вторых, социо-игровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогом умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и общего дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда нужно. На музыкальных занятиях я использую социо-игры, социо-игровые задания и упражнения. Они играют важную роль в формировании у детей эмоционального восприятия музыки: дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются в движениях под музыку, пении, делают “открытия”, преодолевают трудности. В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Первостепенное значение для живого проведения игровых заданий-упражнений имеет то, что я отказываюсь от роли “разъяснителя”, “судьи”, а выступаю, как “советчик”, “режиссер”. Выполняю правила:
– игровые задания и упражнения предлагаю всей группе детей, парам, тройкам, четвёркам, шестёркам;
– игровые задания и упражнения выполняются: по мере готовности одного ребёнка или партнёров, или подгрупп; по согласованным правилам; в заданном порядке; последовательность действий определяют дети самостоятельно по считалке или по их желанию быть первыми, вторыми, третьими и т.д.; всей группой детей; выбранными малыми группами.
– уметь разыграться, получить удовольствие от игры и доигрывания, не жаждать казаться всеведущим и способным всё оценить;
– организовывать оценивание детьми самих себя, формируя у них это умение;
– нарабатывать показатели хорошего качества по каждому делу и поддерживать внимание детей на этих показателях;
– не допускать придирчивости детей друг к другу;
– обращаться к личному опыту и воображению детей, предоставляя им возможность использовать на занятии ранее ненароком накопленные знания, умения и навыки;
– наполнять игру содержанием наибольшего, развивающего детей эффекта, ориентируясь на возрастной уровень развития психики детей.
На основе социо-игр Е.Е. Шулешко, Е.П. Ершовой, В.М. Букатова я разработала их новые варианты по формированию у дошкольников эмоционального восприятия музыки, которые помогают детям в развитии способности слушать целенаправленно, исследовать музыку, давать ей эстетическую оценку. Например, социо-игра “Говорящий стул”, где дети, слушая музыкальное произведение, заранее нацелены на составление рассказа о своих впечатлениях, навеянных музыкой, или должны будут ответить на ряд вопросов, присаживаясь на “говорящий стул”.
Социум – это малые группы людей, объединяющихся по каким-либо интересам, правилам. Поэтому социо-игровой стиль общения предполагает работу – игру детей в малых группах от 2-х до 6-ти человек. Дети делятся на малые группы для выполнения музыкально-ритмических упражнений, после которых оценивают друг друга и самих себя, честно признаваясь: “У Оли получается красиво, лучше всех, а у меня ещё так не получается”. Далее в том же составе слушают музыкальное произведение, например: “Осень” из цикла “Времена года” А. Вивальди, которое узнают, анализируют в командах, выполняют творческие задания: одни выкладывают узор из осенних листьев, другие выбирают музыкальные инструменты, подходящие к характеру музыки и музицируют, третьи в движении изображают “листопад”. В певческой деятельности дети в малых группах определяют слог, на который будут распеваться, исполняют песни по музыкальным фразам или куплетам, по цепочке, самостоятельно выбирают солистов. В танцевальной – дети делятся на пары по разрезным открыткам, а в музыкальной игре, когда объединяются все вместе, водящего выбирают по считалке. Разработанные мною приемы и варианты деления детей на малые группы позволяют мне рациональным способом организовать познавательную и практическую деятельность детей на музыкальных занятиях. Работа в малых группах направлена на обращенность детей друг к другу, умение общаться и договариваться, на эмоциональный настрой в группе, уровень сформированности произвольности поведения. В таких малых группах таятся корни успеха учебного процесса, поскольку взаимоотношения между детьми являются неформальными. Дети не замечают, что идёт обучение, так как они перемещаются по всему залу, играют с нотками, игрушками, ленточками, рассматривают картины…. Вся система организации музыкальных занятий воспринимается ими, как естественное продолжение игровой деятельности.
Я изменила и свою позицию по отношению к детям: мы сотрудничаем, я с детьми на равных, убрала стремление демонстрировать своё умение быть во всём правильной и правдивой, поборола лидерство и страх ошибки, сняла с себя судейскую роль, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. На занятиях музыкой, даю возможность детям увидеть трудность и каждому самостоятельно справиться с ней, не делая никаких наставлений. Например, при музыкальном разборе после прослушивания незнакомого произведения П. И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев, на вопрос “К какому жанру относится музыка?”, не стремлюсь немедленно дать детям правильный ответ, а создаю условия для разворачивания их собственных размышлений. “Каков её характер?”, “Что можно делать под эту музыку?”, “А как бы вы двигались под музыку, передавая друг другу снежинку?”. Дети выясняют, что это – танец. На вопрос: “Как называется такой танец?” у детей возникают затруднения, тогда я даю задание: узнать у родителей, у других взрослых, как называется танец, когда танцующие пары кружатся, двигаются плавно и воздушно, то есть знания, дети добывают самостоятельно.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.
Есть ещё ряд принципов социо-игровых подходов к педагогике, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:
- Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках музыкального зала. Например: слушают музыку, сидя на ковре, врассыпную, при повторном слушании играют в социо-игру “Передача сигналов”, стоя в кругу (в характере музыки по цепочке дети передают сигналы: касаются друг друга рукой, гладят по спине, делают “реверанс”, поклон головой и др.). А для выяснения, какие инструменты звучали, идут в “музей музыкальных инструментов”, который размещён на стенде в другом углу музыкального зала.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
Беседуя с детьми о темпах музыки, на занятиях использую такой игровой приём, как наматывание на кисть левой руки шнура или ленточки. Для детей становится прочным открытие, что под музыку А. Хачатуряна “Танец с саблями” ленточку нужно наматывать очень быстро, так как музыка звучит в стремительном темпе, а под музыку М. Мусоргского “Слеза”, медленно, так она звучит в медленном темпе, и, наконец, в умеренном темпе ленточка наматывается под “Венгерский танец” И. Брамса.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что легко и просто; то, что трудно – интересно.
- Движение или активность. Этот принцип реализую во всех видах музыкальной деятельности, даже в пении. Исполняя ту или иную песню, добиваюсь от детей жестикуляции рук, например: на слова “Паровоз, паровоз – новенький блестящий…..” – дети изображают руками, согнутыми в локтях, движение вагонов паровоза.
- Жизнь детей в микрогруппах. Я не ставлю перед собой цели воспитания музыкантов, а раскрываю внутренний мир ребёнка как личности. Для этого создаю на занятиях музыкой условия игрового взаимодействия в социо-играх, где дети могут общаться как в микрогруппе, так и между микрогруппами.
- Принцип полифонии. За 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
Изложенные выше принципы и игровые приёмы, используемые мной на музыкальных занятиях, дают возможность ребёнку раскрыться и выполнить три основных цели, возникающие перед ним.
Первая цель – удовольствие от игры – “Хочу”.
Вторая цель – выполнение правила игры – “Надо”.
Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – “Могу”, т. е. складывается основной механизм игры “Хочу! Надо! Могу!”, влияющий на эмоциональную сферу личности ребёнка и процесс формирования у него функций самоконтроля и саморегуляции, развивает творческую активность, музыкальную память, устойчивое внимание, мышление и умение слышать и понимать музыку.
В системе музыкального развития детей большое внимание уделяю музыкально-образовательной деятельности, которая включает в себя: знания общего характера и специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности. Один – два раза в месяц провожу блок занятий познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста по обучению нотной грамотой через социо-игровые подходы к педагогике. Определила тематическое построение музыкальных занятий по нотной грамоте и составила примерные сценарии их проведения, что способствует усвоению детьми специальных знаний, удовлетворяет потребность детей в эмоциональном самовыражении и позволяет мне ненавязчиво, и в доступной форме, реализовывать поставленные задачи. Для этого изготовила демонстрационный и раздаточный материал: разноцветные ноты с разным выражением лица и отличительными признаками; теневые – “фальшивые ноты”, фланелеграф с нотным станом и скрипичный ключ; музыкальные часы; “три кита” в картинках – песня, танец, марш; музыкальные инструменты в картинках; Синьор Мажор и Синьор Минор – клоуны в картинках; разрезные картинки, открытки; пиктограммы; попевки в картинках; индивидуальные доски для графической работы; музыкальную посылку и т.д.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. На занятиях использую элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
Любая деятельность дошкольника строит его психику, т. е. она развивается от возраста к возрасту, меняется её содержание и формы. Поэтому я разработала перспективно-тематические планы с учётом возрастных особенностей детей, их реальных возможностей, в которые включила такие виды деятельности:
- восприятие музыки;
- пение и песенное творчество;
- музыка, движение и танец;
- музыкально-игровое творчество;
- элементарное музицирование;
- элементарная музыкальная грамотность;
- формы организации музыкальной деятельности.
Большое значение уделяю развитию музыкально-сенсорным способностям детей 3-5 лет. Для этого на музыкальных занятиях даю ряд упражнений на развитие высокой речевой интонации, чтобы подготовить голосовой аппарат детей к высокому звучанию. Показываю большого петушка и спрашиваю: “Как кричит петушок?”. Дети подражают крику петушка на низких интонациях. “А как кричит этот петушок?” (показываю маленького). Малыши воспроизводят высокое звучание.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста, которых отличает более богатый жизненный и музыкальный опыт, я уделяю внимание на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении. Лексическая ограниченность речи дошкольников – явление закономерное. Только два процента словарного запаса детей этого возраста составляют имена прилагательные, поэтому я провожу специальную работу по обогащению их речи разнообразными художественными эпитетами. Например, после прослушивания пьесы Э. Грига “Утро” провожу социо-игру “Копилка” на развитие словарного запаса детей.
Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным лексиконом постоянно используется при знакомстве с новыми произведениями, служит базой для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические “цепочки, близких по смыслу слов. Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти ребёнка, я разработала краткосрочную программу работы с детьми 5-7 лет по эмоциональному восприятию музыки (матрицу событий) и в своей работе использую комплексный набор дел по музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике.
Для реализации поставленной мною цели, необходима тесная взаимосвязь с воспитателями детского сада. Ведь материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится воспитателю. Он является активным организатором, наставником, руководителем, направляет эту работу по правильному руслу. Вот почему успех моей работы во многом зависит от заинтересованности воспитателя, его творчества, педагогического такта, его умений и знаний. На консультациях с воспитателями знакомлю их с программой по музыкальному развитию своей возрастной группы, даю советы, как правильно разучивать тексты песен (при разучивании, при произношении текста по слогам, скандирование недопустимы). Разучиваю танцевальные шаги, движения по тексту песен.
Сотрудничество с семьёй направляю на формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в музыкальном развитии детей. Стремлюсь к диалогу – важнейшему условию доверительных отношений с родителями. Раскрываю перед ними роль семьи в музыкальном развитии ребёнка, используя разные способы вовлечения их в воспитательный процесс: беседы и лекции, консультации, музыкальные гостиные, конкурсы и концерты, советы и анкетирование.
Постоянно повышаю педагогическую квалификацию. Прошла курсовую подготовку в Краевом колледже культуры и искусства по теме: “Развитие музыкальных способностей через фольклор” – 72 часа (2008 год).
Я, как педагог высшей квалификационной категории в постоянном поиске новых, современных образовательных технологий представляла свой опыт работы на пятых педагогических чтениях (2008 год), в зональной выставке-ярмарке по теме: “Собственное педагогическое исследование, как условие профессионального роста педагога” (2008 год), участвовала в творческой лаборатории Г.А. Шахраманяна, по направлению: академическое хоровое пение. Тема: “Современные практики работы с академическим хором” (2008 год). Принимала участие в семинаре “Орф – подходы на музыкальных занятиях с дошкольниками” (2008 год, г. Абакан), на третьей Всероссийской научно-практической конференции “Саморазвитие детей и молодёжи в контексте педагогического знания: реальность и перспектива” (2009 год). В 2010 году публиковала свои авторские разработки на сайте всероссийского методического центра NUMI.RU (3 публикации – 19 благодарностей). На протяжении пяти лет являлась руководителем городского методического объединения музыкальных руководителей детских садов города. Член партии “Единая Россия”, участница творческих встреч работников образования, третьих творческих встреч хоровых коллективов Красноярского края – хор управления образования “Камелия”. Имею почетные грамоты ДОУ, почетную грамоту управления образования (2008 год), грамоту горкома профсоюза (2009год), почётную грамоту Главы города – Председателя городского Совета (2010 год).