Тип урока: интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки в 3 классе.
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с произведениями известных поэтов, художников, композиторов, развивать устную речь учащихся, пробудить в детях эмоциональные чувства (радости и печали, восхищения красотой нашей природы), развивать воспитывать любовь к родной природе и своей родине.
Средства наглядности: рисунки учащихся по теме “Зимняя сказка”, репродукция картины А. А. Пластова “Первый снег”, диск с записью музыки П. И. Чайковского “Времена года”, презентация, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1. Организация урока
Я хочу начать урок стихотворением Валерия Брюсова:
Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо и земля.
О каком времени года говориться в этом стихотворении?
2. Актуализация знаний.
А сейчас проведем конкурс: надо вспомнить 2-4 строчки из стихотворения, кроме того, есть пропущенные слова.
1) Поет …– аукает, (С. Есенин).
2) Я – … Красный нос (А. Прокофьев).
3) … недаром злится, (Ф. Тютчев).
4) …! Крестьянин, торжествуя (А. Пушкин).
5) Здравствуй, гостья – … (И. Никитин).
О каком времени года все эти строчки?
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня странички нашего урока мы посвятим “волшебнице – зиме”. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия
4. Первую страничку мы посвятим поэзии.
Объявляется конкурс стихов о зиме (Компьютерная поддержка).
Это было вашим домашним заданием.
5. Вторая страничка музыкальная.
А сейчас послушаем, как композитор Петр Ильич Чайковский передал в музыке то настроение, которое у него возникло с приходом зимы.
П. И. Чайковский – русский композитор второй половины 19 века. Он тонко чувствовал красоту русской природы. Он написал 12 пьес из цикла “Времена года”.
(Прослушивание пьесы П.Чайковского “На тройке”.)
1)Какие чувства вызывает у вас эта
музыка?
2)Какую словесную картину вы нарисовали, слушая
музыку?
(Учитель соглашается с высказываниями детей, обобщает и дополняет их.)
Физкультминутка.
6. Третья страничка посвящена произведению живописи – картине А. А. Пластова “Первый снег”.
Сообщение о художнике.
Пластов Аркадий Александрович (1893 – 1972) – выдающийся российский художник. Родился в 1893 году, сын крестьянина – иконописца.
Любовь к рисованию проявилась у него с самого раннего детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву: “Быть только живописцем и никем более”.
(Обучающиеся рассматривают иллюстрации и репродукции картин.)
Беседа по картине “Первый снег”.
А теперь давайте рассмотрим картину, увидим на ней все, что нарисовано, поймем содержание и идею картины, а уж потом будем думать, как написать сочинение.
7.
Написание сочиненияПлан.
- Первый день зимы.
- Радость детей.
- Цвет и настроение картины.
- Мое отношение к картине.
8. Итог урока.
Литература:
Большая книга о природе: Стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы. М,:Дрофа-Плюс, 2006.
Пшеницина Н.А.Времена года: Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе.М., 2001.
Страхова Л.Л.Сочинение по картине для младших школьников. СПб.:Литера,2008.