Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (–щик)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

знать условия выбора буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик), способы обозначения орфограммы,

уметь применять полученные на уроке знания при написании эссе, правильно обозначать орфограммы, объяснять выбор буквы в суффиксе;

воспитывать умение слушать и слышать товарищей, ставить перед собой цели, оценивать свою работу, работать самостоятельно.

Тип: получение новых знаний.

Вид: урок-беседа, практическая работа.

Методы: диалогический, коллективный, репродуктивный (составление таблицы), написание творческих работ.

Оформление: презентация, проектор, кластер-схема.

Урок построен по технологии встречных усилий.

Структура

I. Мотивационно-целевой

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Перед нами стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится.

2. Введение, “разогрев”

Эпиграф (на доске)

Водопровод…ик с проверкой зашел,
Следом за ним и свар…ик пришел.
Тут суета вокруг началась,
Я потихоньку скралась с их глаз.

– Ребята, как это стихотворение может быть связано с темой нашего урока?

– Сформулируйте тему (ребята предлагают варианты названия темы и формулируют её).

Запись темы в тетрадь: “Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик).

3. Постановка учебной цели

“Цель и цели”

Сообщение целей урока учителем.

Формулировка детьми своих (важных для них лично) целей на уроке (разобраться в сути вопроса, понять главное, составить опорный конспект и т. д.)

– Какова ваша цель на уроке?

– Что вы будете делать и зачем? (ответы учащихся)

II. Познавательно – обобщающий этап

1. “Знаю – не знаю”

Ребята вместе с учителем определяют, что они знают по теме, чего не знают, что хотели бы узнать.

– Что вы знаете по теме?

– Почему это написание трудное?

2. Работа с учебником (Русский язык 6 класс /М.Р. Кондубаева, М.Д.Джусупов, Г.А.Кажегалиева и др.– Алматы,2006, с. 106)

3. “Возврат к эпиграфу”

Вставляем пропущенные буквы, объясняем, обозначаем орфограммы.

4. Сказка “Суффикс -чик” (упр.295) После знакомства с ней ребята должны сделать вывод о двойной роли суффикса –чик: он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует профессию.

5. “Сотворчество”

“Кластер”

Создание коллективного опорного сигнала. Дети предлагают свои варианты группировки материала, создают опорный конспект в виде таблицы, схемы, видеоряда. В результате работы выбрали лучший вариант:

6. Запись с объяснением

Выходя в путь, подбери попут…. Плохой барабан… все валит на барабан. Развед… нужна сноровка, терпение, храбрость, маскировка. Совет… есть, помощника нет.

7. Образование существительных с суффиксами (распределить слова по двум столбикам -чик и -щик).

Газета, трал, болеть, возить, текстиль, бетон, прогуливать, уголь, баня, захватить, смена, арматура, пилить, буфет, учет, забой, стекло.

III. Рефлексия

1. “Эссе”

Ребята в течение пяти – семи минут должны составить небольшой текст с использованием слов с суффиксами -чик, -щик на тему “Мир профессий”

Прослушивание 2-3 текстов.

2. “Возврат к началу”

– Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

– Достигли ли вы их?

– Что вы сегодня узнали?

3. Домашнее задание: параграф 23, упр. 136 (всем), по желанию составить кроссворд, стихотворение (“Синквейн”) или нарисовать рисунки к теме урока.

Презентация