Цели урока:
знать условия выбора буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик), способы обозначения орфограммы,
уметь применять полученные на уроке знания при написании эссе, правильно обозначать орфограммы, объяснять выбор буквы в суффиксе;
воспитывать умение слушать и слышать товарищей, ставить перед собой цели, оценивать свою работу, работать самостоятельно.
Тип: получение новых знаний.
Вид: урок-беседа, практическая работа.
Методы: диалогический, коллективный, репродуктивный (составление таблицы), написание творческих работ.
Оформление: презентация, проектор, кластер-схема.
Урок построен по технологии встречных усилий.
Структура
I. Мотивационно-целевой
1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Перед нами стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится.
2. Введение, “разогрев”
Эпиграф (на доске)
Водопровод…ик с проверкой зашел,
Следом за ним и свар…ик пришел.
Тут суета вокруг началась,
Я потихоньку скралась с их глаз.
– Ребята, как это стихотворение может быть связано с темой нашего урока?
– Сформулируйте тему (ребята предлагают варианты названия темы и формулируют её).
Запись темы в тетрадь: “Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик)”.
3. Постановка учебной цели
“Цель и цели”
Сообщение целей урока учителем.
Формулировка детьми своих (важных для них лично) целей на уроке (разобраться в сути вопроса, понять главное, составить опорный конспект и т. д.)
– Какова ваша цель на уроке?
– Что вы будете делать и зачем? (ответы учащихся)
II. Познавательно – обобщающий этап
1. “Знаю – не знаю”
Ребята вместе с учителем определяют, что они знают по теме, чего не знают, что хотели бы узнать.
– Что вы знаете по теме?
– Почему это написание трудное?
2. Работа с учебником (Русский язык 6 класс /М.Р. Кондубаева, М.Д.Джусупов, Г.А.Кажегалиева и др.– Алматы,2006, с. 106)
3. “Возврат к эпиграфу”
Вставляем пропущенные буквы, объясняем, обозначаем орфограммы.
4. Сказка “Суффикс -чик” (упр.295) После знакомства с ней ребята должны сделать вывод о двойной роли суффикса –чик: он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует профессию.
5. “Сотворчество”
“Кластер”
Создание коллективного опорного сигнала. Дети предлагают свои варианты группировки материала, создают опорный конспект в виде таблицы, схемы, видеоряда. В результате работы выбрали лучший вариант:
6. Запись с объяснением
Выходя в путь, подбери попут…. Плохой барабан… все валит на барабан. Развед… нужна сноровка, терпение, храбрость, маскировка. Совет… есть, помощника нет.
7. Образование существительных с суффиксами (распределить слова по двум столбикам -чик и -щик).
Газета, трал, болеть, возить, текстиль, бетон, прогуливать, уголь, баня, захватить, смена, арматура, пилить, буфет, учет, забой, стекло.
III. Рефлексия
1. “Эссе”
Ребята в течение пяти – семи минут должны составить небольшой текст с использованием слов с суффиксами -чик, -щик на тему “Мир профессий”
Прослушивание 2-3 текстов.
2. “Возврат к началу”
– Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
– Достигли ли вы их?
– Что вы сегодня узнали?
3. Домашнее задание: параграф 23, упр. 136 (всем), по желанию составить кроссворд, стихотворение (“Синквейн”) или нарисовать рисунки к теме урока.