Задание 1. Синтаксис.
Распределите предложения по следующим группам:
- Простые, односоставные.
- Простые, неполные.
- Предложения с однородными членами.
- С вводной конструкцией.
- Предложения с обособленными определениями.
- Предложения с обособленными приложениями.
- Предложения с обособленными обстоятельствами.
- Сложносочиненные предложения.
- Сложноподчиненные предложения.
- Сложные бессоюзные предложения.
- Сложноподчиненные предложения:
- Предложения:
а) с однородным подчинением
придаточных;
б) с параллельным подчинением придаточных;
в) с последовательным подчинением придаточных.
а) с тремя грамматическими основами,
б) с четырьмя.
- Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал.
- Берег снова вздымался вверх, и начиналось редколесье: ель, сосна, береза.
- Увидев внизу землянику, Акимов направился к ней.
- Окруженная слева и справа желтыми зарослями осоки, она, прекрасная лилия, приютилась возле самой воды.
- Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копченой рыбой, нежным ароматом скошенного сена.
- Над столом висела на веревках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок.
- На полочке – еда: банка с солью, кусок вареного мяса, коврижка ржаного хлеба.
- Было что-то в их чувстве, что сливало сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека.
- Все говорило о том, что недавно здесь были люди,– друзья и недруги зверей.
- Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый ее пушистыми ветвями, стал напряженно ждать.
- Ветер свистел, сильно раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна.
- Никаких иных звуков не было слышно.
- Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звезды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.
- Старший лейтенант, молодой и необстрелянный мальчонка, казалось, совсем забыл о транспорте.
- На другой день она попросила повести ее в поле, которое было недалеко от села и к которому примыкал небольшой лес.
- Предутренний ветер налетал на вершины могучих деревьев, и, как бы сбрасывая столетнюю дремоту, они начинали шуршать.
- Я люблю свой край лесной, где ручеек бурлит весной, и радуюсь, что средь берез с ним рядом я мечтал и рос.
Задание 2. Грамматика.
1. Замените словосочетания: а) на железной печке; б) ржаной хлеб; в) бездонную бочку (предложения 6,7,8), построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
2. Замените словосочетания: а)напряженно ждать; б)сильно раскачивая; в)ярко заблиставшие (предложения 10, 11, 13), построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
3. Выпишите грамматическую основу из предложения 12.
Задание 3. Орфография.
- Из предложений 1– 4 выпишите все слова, с чередующейся безударной гласной в корне.
- Из предложений 3-6 выпишите слова-наречия, в которых написание суффиксов зависит от приставки.
- Из предложений 4-8 выпишите слова, правописание суффиксов в которых определяется правилом: “ В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН”.
- Из предложений 14-17 выпишите слово, написание которого определяется правилом: “В суффиксах –ЕНН-, -ОНН– отыменных прилагательных пишется НН”.
- Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: “В суффиксе наречия пишется столько –Н-, сколько в слове, от которого оно образовано”.
- Из предложений 10-11 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
- Из предложений 15-17 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от произношения.
- Из предложений 10-15 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от ее значения.
Ответы.
Задание 1.
1– 12 | 7 – 3,10,11,16 |
2 – 7 |
8 – 2,5,13,16 |
3 – 2,4,5,7,8,9,10,14,17 |
9 – 1,8,9,15,17 |
4 – 14 |
10 – 6, 11 |
5 -4,6,10,13 |
11 – а) 15; б) 17; в) 8 |
6 – 4,9,14 |
12 – а) 11; б) 13 |
Задание 2.
1. а) на печке из железа;
б) хлеб изо ржи;
в) заблиставшие с яркостью.
2. а) ждать с напряжением;
б) раскачивая с силой;
в) заблиставшие с яркостью.
3. не было слышно.
Задание 3.
1 – пробирался, начиналось, зарослями;
2 – слева, справа;
3 – окруженная, скошенного, подвяленная;
4 – предутренний;
5 – напряженно;
6 – раскачивая, беспокойным;
7 – сбрасывая;
8 – прикрытый, притих.