Практический материал по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации в новой форме

Разделы: Русский язык


Задание 1. Синтаксис.

Распределите предложения по следующим группам:

  1. Простые, односоставные.
  2. Простые, неполные.
  3. Предложения с однородными членами.
  4. С вводной конструкцией.
  5. Предложения с обособленными определениями.
  6. Предложения с обособленными приложениями.
  7. Предложения с обособленными обстоятельствами.
  8. Сложносочиненные предложения.
  9. Сложноподчиненные предложения.
  10. Сложные бессоюзные предложения.
  11. Сложноподчиненные предложения:
  12. а) с однородным подчинением придаточных;
    б) с параллельным подчинением придаточных;
    в) с последовательным подчинением придаточных.

  13. Предложения:
  14. а) с тремя грамматическими основами,
    б) с четырьмя.

  1. Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал.
  2. Берег снова вздымался вверх, и начиналось редколесье: ель, сосна, береза.
  3. Увидев внизу землянику, Акимов направился к ней.
  4. Окруженная слева и справа желтыми зарослями осоки, она, прекрасная лилия, приютилась возле самой воды.
  5. Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копченой рыбой, нежным ароматом скошенного сена.
  6. Над столом висела на веревках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок.
  7. На полочке – еда: банка с солью, кусок вареного мяса, коврижка ржаного хлеба.
  8. Было что-то в их чувстве, что сливало сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека.
  9. Все говорило о том, что недавно здесь были люди,– друзья и недруги зверей.
  10. Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый ее пушистыми ветвями, стал напряженно ждать.
  11. Ветер свистел, сильно раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна.
  12. Никаких иных звуков не было слышно.
  13. Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звезды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.
  14. Старший лейтенант, молодой и необстрелянный мальчонка, казалось, совсем забыл о транспорте.
  15. На другой день она попросила повести ее в поле, которое было недалеко от села и к которому примыкал небольшой лес.
  16. Предутренний ветер налетал на вершины могучих деревьев, и, как бы сбрасывая столетнюю дремоту, они начинали шуршать.
  17. Я люблю свой край лесной, где ручеек бурлит весной, и радуюсь, что средь берез с ним рядом я мечтал и рос.

Задание 2. Грамматика.

1. Замените словосочетания: а) на железной печке; б) ржаной хлеб; в) бездонную бочку (предложения 6,7,8), построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

2. Замените словосочетания: а)напряженно ждать; б)сильно раскачивая; в)ярко заблиставшие (предложения 10, 11, 13), построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

3. Выпишите грамматическую основу из предложения 12.

Задание 3. Орфография.

  1. Из предложений 1– 4 выпишите все слова, с чередующейся безударной гласной в корне.
  2. Из предложений 3-6 выпишите слова-наречия, в которых написание суффиксов зависит от приставки.
  3. Из предложений 4-8 выпишите слова, правописание суффиксов в которых определяется правилом: “ В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН”.
  4. Из предложений 14-17 выпишите слово, написание которого определяется правилом: “В суффиксах –ЕНН-, -ОНН– отыменных прилагательных пишется НН”.
  5. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: “В суффиксе наречия пишется столько –Н-, сколько в слове, от которого оно образовано”.
  6. Из предложений 10-11 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
  7. Из предложений 15-17 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от произношения.
  8. Из предложений 10-15 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от ее значения.

Ответы.

Задание 1.

1– 12 7 – 3,10,11,16

2 – 7

8 – 2,5,13,16

3 – 2,4,5,7,8,9,10,14,17

9 – 1,8,9,15,17

4 – 14

10 – 6, 11

5 -4,6,10,13

11 – а) 15; б) 17; в) 8

6 – 4,9,14

12 – а) 11; б) 13

Задание 2.

1. а) на печке из железа;
б) хлеб изо ржи;
в) заблиставшие с яркостью.

2. а) ждать с напряжением;
б) раскачивая с силой;
в) заблиставшие с яркостью.

3. не было слышно.

Задание 3.

1 – пробирался, начиналось, зарослями;
2 – слева, справа;
3 – окруженная, скошенного, подвяленная;
4 – предутренний;
5 – напряженно;
6 – раскачивая, беспокойным;
7 – сбрасывая;
8 – прикрытый, притих.