Цель: | ознакомление родителей обучающихся с особенностями формирования дружеских взаимоотношений у детей младшего школьного возраста. |
Задачи: |
|
Ход родительского собрания
Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.
– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на собрании. Спасибо, что Вы нашли время прийти на нашу встречу. Начать собрание я бы хотела словами известного писателя А. де Сент-Экзюпери “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в классном коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. Что делать? Итак, сегодня мы будем говорить о том, как помочь Вашему ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками. Я приглашаю к разговору педагога-психолога кризисного центра.
– Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба:
“Единственный способ иметь друга – самому быть им”. – Эмерсон.
“Без дружбы жизнь ничто”. – Цицерон.
“Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, что бы он не нуждался в друге”. – Сенека.
– Мы с ребятами на классном часе обсуждали серьезную интересную тему "Друг, дружба, законы дружбы". Детям предлагалось подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям?
– Уверена, вы, как родители, хотите, чтобы у ваших детей были надёжные, верные друзья. А задумывались ли вы над тем, что же такое настоящая дружба? Согласитесь, ведь дружба дружбе – рознь. Наверняка, если вы сейчас проведёте “ревизию” своих знакомых, то увидите, что не все они подойдут под определение ДРУГА. В большинстве своём это всего лишь приятели – с ними можно общаться, куда-то вместе ходить, устраивать праздники и т.д., но если дело коснётся чего-то серьезного, то вряд ли от них можно дождаться помощи.
– Так и у ваших детей. Происходит путаница понятий “друзья” и “приятели”. Те, кого они называют друзьями, по большому счёту таковыми не являются, т.к. в младших классах дружба нередко складывается по случайным мотивам (живут рядом, сидят за одной партой, родители дружат и т.д.). С приятелями встречаются для занятий спортом, игры, прогулки или учёбы. А с другом обычно делятся своими мечтами, чувствами, заботами, переживаниями. И хотя приятельские отношения до 10-летнего возраста не перерастают до высот дружбы, тем не менее, приятели, как правило, называют себя лучшими друзьями.
Учитель: накануне классного часа я попросила ребят написать сочинение на тему “Мой друг”.
– Ответы учащихся дадут вам представление о характере межличностных отношений ребят. Так, для одних школьников друг, прежде всего, – это защитник (“не оставит в беде”, “защитит, если тебя бьют”, “всегда заступится, вытащит из беды”); для других друг – это помощник (“помогает, когда трудно”, “всегда поддержит”, “поможет справиться с учебой”). Немало детей выделяют друга в качестве партнера по игре, конструктивному общению (“С другом всегда играем вместе”, “С ним мы никогда не ссоримся”, “С друзьями всегда можно найти общий язык, даже если у нас разные мнения”). Друг выступает как партнер по доверительному общению (“Лучшей подруге можно рассказать секрет сокровенный”, “Другу можно верить”, “Ему можно рассказать про свою любовь”). Друг для некоторых ребят – это понимающий родной человек (“Этот человек тебя понимает”, “Друг всегда понимает тебя и верит”, “Друг – это тот, с кем неразлучен”, “Это лучший человек, не считая родителей”). Партнер по свободному времяпровождению – это тоже друг (“С другом можно хорошо проводить время”, “С ним всегда не скучно гулять”, “С другом я люблю ходить по магазинам, в кино, в любые разные места”).
– Таким образом, ответы дают представления о ценностных ориентациях ребят в межличностных отношениях, раскрывают социально-психологические потребности (в безопасном диалоге, в психологической поддержке, в установлении доверительных отношений, в конструктивном общении и т.д.). У каждого ученика степень выраженности потребностей и ценностные ориентации свои.
– Было интересно, как “видят” друга девочки, а
как – мальчики. Общее в ответах девочек и
мальчиков: друг – это человек: которому можно
доверять (“рассказать секреты”, “тайну
раскрыть”); с которым можно организовать
совместную деятельность (“вместе гулять”,
“сходить в гости”); который поможет в трудную
минуту (“подскажет, как быть”, “поддержит”).
Различия во взглядах проявляются
преимущественно в разных формах отношений.
Девочки
выделяют такие качества друга, как умение
сочувствовать, доверительно общаться; друг для
девочек – это очень близкий человек, как брат или
сестра.
То есть для девочек более значим и ценен
эмоциональный компонент межличностных
отношений. Мальчики же больше выделяют
деятельностные характеристики взаимоотношений:
“Друг заступится, если кто-то обидит”, “С другом
можно поиграть в подвижные игры”, “Ему можно
дарить подарки”.
Один ученик написал, что общается с друзьями не потому, что у них дорогие телефоны, что отличники, а потому, что ему с ними интересно.
Особенности дружбы в младшем школьном возрасте:
- Складывается по случайным мотивам.
- Отношения непрочные : наблюдается быстрая смена друзей, симпатий и антипатий, зависимость от стихийных детских норм.
- Требования , предъявляемые к другу, ребёнок не всегда относит к себе.
- Потребительское отношение к дружбе: дружат за то, что “друг” и во всём соглашается, всегда даст списать и выходит гулять по первому зову. Главное в этих отношениях то, что друг может дать лично тебе.
– К концу 4-го класса многие дети созревают для прочных дружеских отношений, взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми, чем учёба.
Это проявляется:
- В стремлении быть полезным товарищу.
- В согласовании с другом своих действий, поступков.
- В сочувствии.
- В стремлении поделиться с другом своими радостями, горестями.
- Отсутствие друга может восприниматься как серьёзная проблема (дети очень это переживают, нередко плачут, особенно девочки).
– Почему же не у всех детей есть друзья? От чего зависит выбор? Вполне может быть, что ребёнок неправильно подходит к выбору друга.
Необходимой предпосылкой для прочной дружбы, скорее всего, служит личный выбор на основе трудно определяемой симпатии.
Возможно, что такая симпатия зависит от недостатков, которые ребёнок смутно находит сам у себя и не видит у избранного партнёра: избалованный выбирает самостоятельного, трусливый – храброго, глупый – умного, т.е. свою противоположность. Подобный выбор, скорее всего, не станет основой прочной дружбы.
А, может быть, ребёнок ищет друга совсем без недостатков? Такого не бывает и быть не может. В этом случае результатом поиска может стать либо невозможность найти друга, либо разочарование в нём.
А, может быть, ребёнок ищет друга по образу и подобию своему, только ещё хуже? С таким человеком дружба долго не продлится, его глупость начнёт раздражать, и всё закончится ссорой.
– Но всё-таки, как доказано психологическими исследованиями, подлинная основа для дружбы зависит от сходных черт, совпадения интересов, образа мышления.
Для того чтобы найти себе друга по душе, необходимо, прежде всего, разобраться в себе, в своих предпочтениях и недостатках, в самом понятии дружбы.
– А теперь поговорим о том, что мешает дружбе. Возможно, неумение устанавливать дружеские отношения связано с застенчивостью, неумением общаться, незнанием элементарных правил поведения. Кстати, если ребёнок очень закрыт, то одноклассники могут инстинктивно провоцировать его на агрессию, чтобы посмотреть, что он сделает в ответ, и оценить – это опасно или нет?
Может быть, ребёнок почти всегда ходит, нахмурившись, редко улыбается? Захочется ли вам налаживать отношения с человеком, у которого постоянно плохое настроение?
Может, плохо учится? Для начальной школы это очень важный показатель.
Часто обижается? Обида – тоже вид агрессии, способ манипуляции людьми, не каждому понравится, если им будут манипулировать.
А, может быть, он зануда и плакса, жалуется по поводу и без повода? Таких, точно. Не любит никто.
Или паникёр, подвержен постоянному беспричинному страху? Через месяц общения с таким человеком очень сильно устанешь. Мрачное, пессимистичное отношение к жизни может отвернуть от ребёнка друзей.
А, может, он хвастун или всезнайка? Согласитесь, человек, который постоянно всех поучает и говорит, что может сделать лучше и рассказывает всем обо всём, становится просто невыносим.
Случается, что у человека нет чувства юмора. Это очень тяжело. В присутствии таких людей всегда напряжённая атмосфера. Окружающие боятся, как бы не обидеть такого человека случайной шуткой. Кстати, иметь чувство юмора – это не обязательно уметь веселить и веселиться. Это – прежде всего – способность противостоять жизненным трудностям, оптимизм, умение посмеяться, пошутить и над собой, адекватно принимая юмор и в свой адрес тоже.
А ещё не дружат с врунишками и злюками, грязнулями и жадинами, с завистниками и непорядочными людьми.
Что же нужно делать, чтобы найти друга?
Объяснить ребёнку, чтобы он:
- не стеснялся быть добрым, чаще улыбался – к добрым и улыбчивым тянутся;
- уважал и любил себя, тогда его полюбят и окружающие – если человек не любит себя, то кто его будет любить?;
- был прост и естественен (в детской среде часто встречаются излишества).
Памятка для родителей
Со своей стороны вы, как родители, можете сделать следующее:
- приглашайте в гости одноклассников вашего ребёнка, так вы лучше их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения;
- помогайте классному руководителю в проведении внешкольных мероприятий, это поможет сплотить класс и, кроме того, улучшат ваши с ребёнком взаимоотношения;
- дайте ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если всё же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и не по телефону, а прилюдно – например, на родительском собрании;
- учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите излишнюю тревогу и напряжённость у вашего ребёнка, улучшите его поведение и привлекательность для сверстников;
- разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например, ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать “снежок”, сделанный из бумаги); человек, живущий полноценной жизнью, позволяет себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном, результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту потребность другим путём мальчики не могут;
- подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием ваших ошибок в его воспитании: если дома он – центр вселенной, то ждёт такого же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты; если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;
- обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями, постарайтесь сами стать для него другом;
- объясните, что такое “кодекс дружбы”.
“Кодекс дружбы”.
1. Делиться новостями.
2. Оказывать поддержку, добровольно помогать в
случае необходимости.
3. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём
обществе.
4. Доверять.
5. Защищать друга в его отсутствие.
6. Не критиковать друга публично.
7. Не быть назойливым, не поучать.
– Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему чаду: “С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше всего сказать следующим образом: “Я тебя очень люблю. Ты у меня замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу, будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у тебя всё получится”.
– Благодарим за внимание. Надеемся, что наши советы, окажутся вам полезны, в воспитании Ваших детей.