О спорт! Ты – прогресс!
Ты способствуешь совершенству человека-
самого прекрасного творения природы.
Пьер де Кубертен
Работая в школе над проблемой повышения качества умений детей по предмету физическая культура, развивая эмоционально– волевую и нравственную сферы личности ребенка, приходишь к выводу, что значительные педагогические усилия необходимо направить на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования современных образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает метод проектов.
В методе проектов для организации внеклассной работы привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых умений у детей, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся.
Цель:
– Пропаганда лыжного спорта и ориентация учащихся на высшие спортивные достижения.
Задачи:
– Совершенствование технико-тактического и спортивного мастерства учащихся в лыжных гонках.
– Развитие выносливости, укрепление опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
– Развитие морально-волевых качеств личности, поддержки в команде и взаимовыручки.
– Воспитание самодостаточной личности, способной принимать решения, брать ответственность на себя за действия команды.
– Создание ситуации успеха как условие повышения мотивации у детей на занятия лыжными видами спорта и ориентация их на высокие спортивные достижения.
Классификация проекта “Лыжня через школьные годы”.
1. По комплексности | Монопроект (в рамках одного предмета) |
2. По характеру контактов | Внутришкольный |
3. По продолжительности | Недельный проект |
4. Выход проекта | Спортивная эстафета |
Этапы проекта:
1. Планирование | июль 2006 г. | Обсуждение с Черновым В. возможные сценарии проведения школьного лыжного соревнования на именные призы. |
2. Конференция Чернова В. |
декабрь 2006 г. | Объявление о проведении эстафеты на именные призы. |
3. “Лыжня Видима” | 17 марта 2007 г. | Отбор сильнейших учеников в классе для участия в лыжной эстафете 4 х 1000метров |
4. Эстафета на призы выпускника школы 1996 года Чернова Виталия | 22марта 2007 г. | Выявление команд – победительниц эстафеты. |
5. Награждение победителей |
26 марта 2007 г. | Эмоциональный пик детских переживаний и стремлений, смысловое завершение проекта “Лыжня через школьную жизнь” |
6. Оформление стенда |
апрель 2007 г. | Наглядная агитация призвана освещать спортивные мероприятия , повышать значимость достижений детей и информировать родителей о жизни школы. |
7. Вручение фотографий победителям | апрель 2007 г. | Каждый победитель эстафеты на общешкольной линейке получил фотографию , где его команда сфотографирована с Черновым В. |
Внеклассное мероприятие “Эстафета” является завершающим этапом серии мероприятий, призванных повысить интерес у детей к лыжным видам спорта, к предмету физическая культура, к здоровому образу жизни.
3 четверть традиционно в школе отводится на реализацию раздела “лыжи” и все внеклассные мероприятия направлены на усиление интереса у детей к данному виду спорта. Ежегодно в конце марта проводится единый “День здоровья” школы – “Лыжня Видима” (1-11-е классы), выявляются лучшие лыжники в классе, привлекаются к участию учителя, родители, команды поселковых организаций. По итогам забега из лучших лыжников в классе формируются команды для проведения традиционной “эстафеты” (4 чел. Х 1000 м), которая проводится в последние дни 3 четверти.
В декабре 2009 г. выпускник школы, мастер спорта по лыжам – Чернов Виталий провел конференцию для школьников. Много вопросов было задано Виталию учителями и учениками, чувствовался большой интерес у детей к лыжам, о которых так увлеченно говорил гость. В конце встречи Чернов В. призвал ребят заниматься лыжами и объявил о проведении в марте лыжной эстафеты на свои призы.
фото №1, №2 – фрагменты конференции
Обещание Чернова В. подогревало интерес у ребят, дети готовились…
У стенда “Рекорды школы” все чаще останавливались группы ребят, обсуждали результаты Чернова В. в школьные годы, сравнивали свои показатели, возможно, мечтали побить его рекорды. Школа “бурлила”… Младших школьников к стенду приводили учителя физкультуры, рассказывали о рекордах, о ребятах, их установивших. Малыши на стенде видели даже своих родителей. Некоторые рекорды держатся в школе уже 17 лет.
Чернов Виталий
1997 г. |
1997 г. |
1997 г. |
Кросс 1 км. |
Кросс 3 км. |
Лыжные гонки 5 км. |
2 мин. 58 сек. |
8 мин. 52 сек. |
18 мин. 06 сек. |
10-й класс |
10-й класс |
10-й класс |
22 марта в школе проходила “Эстафета” 4 х 1000 м. К сожалению, Чернов В. присутствовать на эстафете не смог, но это не охладило пыл команд. Радость победы, горечь поражения, гордость и обиды: все смешалось в этот день на лыжне… Родители, учителя, директор школы – активные болельщики.
Награждение не проводим, ждем Виталия, он в Братске, бежит марафон, дети об этом знают, не обижаются. На каникулах Чернов В. наградил ребят медалями и грамотами, к сожалению, всех победителей собрать не удалось, но представители были от всех команд – победительниц.
Я надеюсь, что доброму делу будет продолжение.
Прощаясь с ребятами, Виталий пообещал на закрытие следующего лыжного сезона в школе приехать сам и бежать с ребятами гонку, а эстафету на свои призы сделать традиционной.
Весь фотоматериал был оформлен в презентации”, экспозиция размещена на школьном стенде. Многие дни не утихают споры вокруг стенда: забывшиеся страсти всколыхнулись, ребята мечтают о будущих победах, строят планы. А малыши впитывают дух здоровой конкуренции. Это очень важно для школы – они будущие победители эстафет, им делать славу школы.
А пока проводим общешкольную линейку, вручаем ребятам фотографии на память об этой гонке, о завоеванных медалях. Пусть они несут свою радость и гордость родителям.
Значимость данного мероприятия можно будет оценить только через годы, когда выпускники найдут себя в жизни, смогут бороться с трудностями, преодолевать препятствия и принесут славу школе, как Чернов Виталий, на примере которого они когда-то росли.
Выводы:
- Реализация проекта “Лыжня через школьные годы” позволила привлечь учащихся к занятиям физической культурой и, непосредственно, лыжами.
- На следующий год для охвата большего числа детей необходимо запланировать проведение эстафеты по 2 группам: мальчики и девочки.
- Большое значение для популяризации занятий физической культурой имеет наглядная агитация. Необходимо активнее использовать современные компьютерные технологии для изготовления наглядного материала, привлекать ребят к решению данных проблем.
- Выйти на реализацию проекта по легкой атлетике, хотя базы для этого у школы недостаточно.
- Больше внимания в работе с детьми уделять истории возникновения и развития спортивных традиций школы, знакомить детей со стендом “Рекорды школы”, мотивировать учащихся на повышение двигательной активности, здорового образа жизни и стремление к высоким спортивным достижениям.
- Проект явился значимой вкладом в воспитательную систему школы по формированию эмоционально– волевых и нравственных сфер личности ребенка.
Приложение №1 Презентация проекта 2007 года.