Цели занятия:
систематизировать знания детей об осени, осенних признаках, явлениях; активизировать словарь по теме “Осень”; развивать связную речь, воображение, память, зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать навыки словообразования и словоизменения; в игровой форме совершенствовать практическое применение грамматических правил; воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе; прививать любовь к русской поэзии, к родной природе, к музыке.
Дети с осенними листьями входят под музыку в зал (марш). Выполняют перестроение, бросают листья. Встают полукругом.
1-й ребенок:
Осень! Ты шумишь сухой листвой!
Осень! Наступает праздник твой!
2-й ребенок:
Это праздник увяданья
Рощ, полей, лугов, садов.
Это с летом расставанье,
Ожиданье холодов.
3-й ребенок:
В платье пестро-золотистом
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица,
Открывающая бал.
В зал входит Осень.
Осень:
Добрый день, а вот и я,
здравствуйте, мои друзья!
Вас не видела весь год,
Наступил и мой черёд.
Очень долго вас ждала,
И подарки припасла.
Вас, ребята, давно знаю,
Ведь за всеми наблюдаю.
Вы хорошие детишки:
И девчонки, и мальчишки.
– Ребята, предлагаю вам отправиться вместе со мной в осенний лес. В лесу нас могут поджидать всякие неожиданности, нужно быть очень внимательными и осторожными. В путь, ребята!
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать
И окажемся в лесу, где
Раскрасила листву в цвет
Багряный, золотистый
Осень разноцветной кистью!(1,2,3…)
За дверью: “Апчхи!”
Входит Лесовичок
Осень: Кто ты?
Лесовичок:
Я – старичок-лесовичок,
В бороде травы клочок.
Я хожу с клюкой вокруг,
Стерегу и лес, и луг.
И деревья, и кусты,
Ягоды, грибы, цветы.
А вы, какими судьбами здесь оказались?
Осень: Старичок – Лесовичок! Мы с ребятами хотим попасть в лес, ты не поможешь нам?
Лесовичок: Отчего не помочь? Помогу! (упражнения с Лесовичком)
Лесовичок:
– Устали, ребята, давайте отдохнем на моей полянке. (Дети присаживаются)
– Вот Вы и на полянке леса, а мне пора.
Осень: Закрывайте глазки. Представьте, что в лес пришла золотая осень. Деревья в лесу желтые, красные. На земле много листьев. Давайте вдохнем лесной аромат, повторяйте за мной: вдох носом, пауза, выдох ртом (на фоне музыки леса) (открывается декорация осеннего леса.)
– Посмотрите, как красиво в нашем осеннем лесу! Осень – удивительное время года! Красота идет от деревьев, от кустов, от ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Вам нравится в этом чудесном осеннем лесу? А сколько песен, загадок, пословиц, стихотворений сложено обо мне! А вы знаете? (Дети рассказывают стихи.)
1. Вот и осень наступила,
Всё вокруг позолотила,
Разукрасила рябину,
Подрумянила калину.2.Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.3. Тихо-тихо на опушке,
Уж кукушки не слыхать.
И готовятся зверюшки
зиму долгую встречать.
Осень:
– Давайте поиграем. Выберите понравившийся вам листочек с моего осеннего ковра.
– Какие красивые листочки! (Обращается к ребенку.) Ты, с какого дерева, листочек?
Ребёнок: Я с березы. Я березовый лист.
Осень: А ты, с какого дерева листочек?
Ребенок: Я с клена. Я кленовый лист. и т.д.
Упражнение на дыхание
– Подуйте на свой листочек, чтобы он сам опустился вниз. Как называется такое явление в природе?
Дети: Листопад.
На фортепиано звучит музыка начинающегося дождика.
Осень:
Что я слышу? Это мой друг — дождик. Появляется Дождь.
Дождь:
Здравствуйте, ребята.
Я – дождик проливной,
Подружитесь все со мной.
Намочу я всех подряд.
Кто же дождику не рад?
Осень:
Дети тебе не очень-то рады, Дождик. Ведь когда ты идешь, они не могут выйти погулять. Приходится сидеть дома, чтобы не промокнуть и не заболеть.
Дождь.
А мне как обидно: когда я иду, на улице никого нет, все меня боятся. Ну, вы-то, ребята, меня не боитесь?
Ребенок:
Если тучка хмурится и грозит дождём –
Спрячемся под Зонтиком, дождик переждём.
Мы – весёлые ребята, дружно, весело живём,
И дождя мы не боимся, пляску весело начнём!
Танец с зонтиками "Осенний блюз"
Осень: спасибо тебе, Дождик, за то, что летом поливал огороды и сады. (Дождик убегает, переодевается в арбуз) Осень – время сбора урожая. Кто весну, лето работал хорошо, тот и урожай хороший соберет. Сейчас я вам расскажу сказку о помидоре: жил-был на свете очень важный и очень красный помидор (достаю из корзины). Надумал помидор пригласить в гости овощи, но не всех, а только тех, в названии которых есть звук [р] или [р]. Как вы думаете, почему он так решил?
Дети:
В слове помидор есть звук [р].Осень:
Посмотрите внимательно: в корзинке у меня различные овощи, вам нужно найти овощ, в названии которого есть звук [р] или [р] и отправьте его в гости к помидору (кладет помидор в пустую корзину).(Дети берут овощ, произносят его название и кладут в корзину к помидору: редис, огурец, морковь, горох, перец, картофель, редьку, репу.)
Появляется Арбуз
Арбуз: Ребята, а про меня вы совсем забыли, в моем названии тоже есть звук [р], только я не овощ, но меня тоже собирают осенью. Вы меня узнали?
Я — арбуз, я — толстяк, А мой вкус знает всяк. Я хочу с вами поиграть.
Осень: А давайте, ребята, загадаем Арбузу загадки.
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Ответ: морковь.)Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
тот слезы проливает. (Ответ: лук.)Сто одежек и все без застежек. (Ответ: капуста.)
Арбуз: А теперь поиграйте в мою игру.
Игра-соревнование
"Чья команда быстрее передаст арбуз (мяч)?" В игре принимают участие все дети, которые делятся на команду Осени и команду Арбуза. Участники стоят в шеренгах лицом друг к другу. Передают мяч, затем поворачиваются спиной и снова передают мяч. Побеждает команда, первая вернувшая мяч первому ребенку в команде.
Появляется ворона.
Ворона (появляясь, важно): Здрравствуйте! Кар-кар! Случилась карртаррстррофа!
Осень: Какая ты смешная, Ворона! Нужно говорить “катастрофа”!
Ворона: Какая рразница! Прредлагаю соррревнование – скорроговоррки! Кто кого перрескорроговоррит! У меня есть замечательные ворроньи скорроговоррки!
Осень: А что? Давайте, попробуем!
Ворона (тараторит, никого не слушая): “Мышата и крысята без спроса грызут рис и просо!”... “Три таракана в мусоропроводе рылись, рылись и страшной отравой отравились!”… “Четыре червячка чебурахнулись с чердачка!”…
Осень: Погоди, Ворона…
Ворона (не слушая): “Проворонила ворона королевскую корону!”
Осень: Перестань тараторить!
Ворона: Три вороны-тараторки тараторили на горке.
Осень: Ворона! Закрой, пожалуйста, свой рот!
Ворона: “Рот не огород, в нем укроп не растет!”
Осень (не зная, что делать): Дайте ей кто-нибудь кусок сыра!
Ворона: Урра! Сырр зарработала!
Осень (Вороне): Отдохни, пожалуйста, а ребята расскажут скороговорки.
Дети рассказывают скороговорку: Осень просекой прошла, свои краски разлила.
Осень:
А давайте вспомним, ребята, кто живет в лесу?
Дети: Звери.
Осень: А теперь скажите мне, что осенью делают звери? А они делают себе на зиму запасы? Какие?
Дети:
Грибы, ягоды, зерно и т.д.
Осень:
Ребята, хоть Осень я,
Но сказки люблю,
И всем добрым детям
Всегда их дарю.
Хотите увидеть сказку мою?
Инсценировка сказки "Осень – припасиха, зима – прибериха"
Под музыку появляется Медведь, потягивается, зевает. Осень: Проснулся однажды Медведь в лесу и пошел искать дела, куда левая нога захотела. Уж и осень на носу, а Медведь все без дела в лесу. Появляется Еж.
Медведь: Здравствуй, Колючий! Ты что в траве копошишься, зачем листья тащишь?
Еж: Корешки ищу, домой тащу! Грибы ищу – домой тащу! Что ни найду, в нору кладу!
Медведь: Это ты такой жадный?
Еж: Я не жадный! Семья большая, зима долгая, осень – припасиха, зима – прибериха.
Медведь: Да что это значит?
Еж: Что это значит, что это значит! Тот возьмет зимой, кто летом спрячет.
Медведь: Ничего не понимаю! Да ну тебя!
Под музыку выбегает Заяц.
Медведь: Куда торопишься, Зайчонок?
Заяц:
Скачу, ищу заячью капустку.
Лето прошло, и в лесу становится пусто.
Осень желтые дорожки расстилает.
Зима путь открывает. Осень – припасиха, зима – прибериха.
Медведь: Да что это значит?
Заяц: Тот зимой возьмет, Кто осенью спрячет.
Заяц убегает. Медведь находит корзину.
Медведь: Эй, Заяц, погоди! Это ты корзину забыл?
Заяц: Нет, не я!
Медведь: Чья же это корзина? Может, это Еж ее оставил? Появляется белка. Белка: Это моя корзина. Как же я могла ее здесь забыть? Спасибо, Медведь, а хочешь, вместе грибы собирать будем?
Медведь: Зачем тебе грибы понадобились?
Белка: На зиму сушу. Нынче срок запасаться пришел.
Медведь: А зачем запасаться-то?
Белка: Ты не прикидывайся, Медведь! А то не знаешь? Осень – припасиха, зима – прибериха.
Медведь: И ты ту же песню! Да объясните хоть, что это значит? Белка: Ох, Мишенька! Ох, притвора! Если не знаешь, зачем по лесу гуляешь? Ты вон как за лето потолстел, жиру наел! А зимой как уснешь – снова похудеешь! Вот оно и выходит – осенним запасом жив будешь!
Медведь: Осенним запасом! Осень – припасиха, зима – прибериха.
Все участники выходят на середину зала.
Все: Сделал дело – гуляй смело!
Осень: Наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы много узнали обо мне. Ребята, вам понравилось в моем сказочном лесу? Все запомнили, что видели? Сейчас я проверю. Давайте поиграем в игру, которая называется "Да или нет, дайте правильный ответ". Я вам задаю вопрос, а вы должны ответить да или нет.
Игра.
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать? Ну а что же надо делать
Куртки, шапки надевать?
– Я очень рада, что вы так хорошо знаете приметы осени.
Осень: А теперь нам пора возвращаться. Закройте глаза: 1, 2, 3, 4, 5, возвращаемся опять.
– Белки из моего леса дарят вам шишки, орешки и грибы (дети поощряются сладкими призами). Осень: Ну что, понравилось вам со мной играть? Ну, вот и всё, мне пора уходить, за мною идёт холодная зима.
Очень весело мне было,
Всех я очень полюбила,
Но закончена игра.
И прощаться нам пора,
Вам желаю не болеть,
Веселиться, песни петь,
Ешьте овощи и фрукты,
Ведь это самые полезные продукты!