Цель: познакомить учащихся с событиями ВОВ, блокадой Ленинграда.
Задачи:
- формировать умения применять теоретические знания при решении частных и практических задач;
- развивать приемы умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- развивать навыки работы с дополнительной литературой, историческими материалами;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ;
- вырабатывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- презентация 14 слайдов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь и улыбнитесь гостям.
А теперь улыбнитесь друг другу. Давайте настроимся на работу.
Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парту и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке! Сейчас я начну учиться!
Внимание моё растёт! Я как разведчик всё замечу!
Память моя крепка! Я готов к работе!
Я работаю!
2. Актуализация знаний.
Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в историю нашей
великой страны России. А поможет нам в этом царица всех наук – математика.
О каком именно историческом событии мы поговорим, вы узнаете после устного
счета.
На уроке у нас работает 3 команды. Сегодня я сама дам названия командам, в конце
урока вы постараетесь объяснить мне эти названия. У каждой группы есть свой
консультант, который сможет помочь вам в трудный момент.
Ваша задача правильно и быстро найти ответы выражений и вывесить карточки с
получившимися буквами и слогами. Ошибка не позволит нам расшифровать заданный
текст. Будьте внимательны!
16 | 0 | 28 | 4 | 37 | 5 | 39 | 8 | 40 | 16 | 42 | 3 | 24 | 2 | 10 | 0 | 30 |
в | е | ли | к | а | я | о | те | чест | вен | на | я | в | о | й | н | а |
Оставшиеся ребята решают индивидуальные задания и узнают дату начала и окончания ВОВ
6 8 – 7 = 41
6 7 + 3 = 45
Добавьте впереди цифру – 1 9
Слайд 1.
Учитель: 1941 год стал годом начала ВОВ.
Слайд 2.
Учитель: 1945 год – окончание ВОВ. День Победы. День всемирного ликования, радости, но радости со слезами на глазах.
Слайд 3.
Учитель: 20 миллионов жизней стоила нам эта Победа.
Слайд 4.
Учитель: ВОВ длилась долгие 4 года, в сумме это составило 1418 дней и ночей.
Слайд 5 – видеоролик.
Вспомнить все бои и сражения этой войны за 1 урок мы не успеем. Сегодня я хочу поговорить с вами о судьбе одного города, название которого вы расшифруете применив математические знания, самостоятельно решив уравнения.
Ребятам раздаются карточки с уравнениями (по усмотрению учителя) сзади буквы.
л | е | н | и | н | г | р | а | д | с | а | н | к | т | п | е | т | е | р | б | у | р | г |
Физкультминутка.
2. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 6.
Учитель: Это город Ленинград, сейчас он называется Санкт-Петербург.
Он встал, как страж на сумрачном заливе,
Вонзая шпили в огненный рассвет.
Есть города богаче и счастливей,
Есть и спокойней, но прекрасней – нет!
Слайд 7.
1-й ученик: Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Посмотрите на карту. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу, им удалось взять его в кольцо.
Учитель: Кольцо сужалось с каждым днем.
Слайд 8.
2-й ученик: На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.
Слайд 9.
Учитель: Сегодня мы вспомним самую страшную веху той войны – блокаду Ленинграда, которая длилась 900 дней.
Слайд 10 – видеоролик.
Учитель: Ежедневные бомбежки, холод, болезни, тысячи погибших, но самым страшным был голод. Запасы продуктов уменьшались с каждым днем.
Ежедневно каждому жителю выдавали паек. Это хлеб. Но не такой белый, мягкий и
душистый, как едим ежедневно мы с вами. В состав этого хлеба входили: мякина,
опилки, отруби и небольшое количество муки. Но и его выдавали ограниченное
количество.
Кто из вас знает, сколько граммов хлеба выдавали в день каждому жителю
блокадного Ленинграда?
Эту практическую задачу мы с вами сегодня решим.
Слайд 11.
Задача.
На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем опилок, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.
1) 40 : 2 = 20 (гр) – вес муки.
2) 20 + 5 = 25 (гр) – вес отрубей.
3) 40 + 40 + 20 + 25 = 125 (гр) – вес кусочка хлеба.
Ответ: 125 гр весил кусочек хлеба в блокадном Ленинграде.
Слайд 12.
Учитель: Блокада закончилась, но память о тех страшных днях навсегда осталась у жителей блокадного Ленинграда, не забыть им и те 125 граммов, которые не дали им умереть от голода.
Слайд 13.
Учитель: Настало время расшифровать названия ваших команд:
1-я команда – Нева. (Ленинград расположен возле этой реки.)
2-я команда – Победа. (ВОВ закончилась победой нашего народа.)
3-я команда – Память. (Мы не должны забывать свою историю.)
У нас нет права забыть то, что пережили наши прадеды!
Итог урока.
Слайд 14. Наше путешествие подошло к концу, давайте подведем итог, закончите те фразы, которые вы видите на слайде.
- Мне понравилось…
- Я думаю, что …
- Я узнал(а)…
- Мне запомнилось…
Мне было приятно с вами работать. Благодарю вас.
(2-й вариант.)
Что понравилось вам? Где было трудно? Почему? Что надо сделать?
Вспомните себя на уроке.
Домашнее задание.
Узнайте у родителей, каким образом коснулась ВОВ ваши семьи?