В настоящее время к современному учителю предъявляются высокие требования компетентности в области компьютерных технологий, в частности требуется широкое использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов, однако, такой процесс невозможен без специальной подготовки учителей.
Современное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности человека, а на формирование иного образа и способа мышления, приспособленных к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов, жизни человеческого сообщества и деятельности самого человека. В связи с этим возникла необходимость комплексной подготовки учителя к созданию электронных образовательных ресурсов, направленных на достижение новых образовательных результатов.
Определение и формализация понятий – “мультимедийные продукты, электронные образовательные ресурсы и издания” рассматриваются в работах И.В.Роберт, О.Г.Смоляниновой, Л.Х.Зайнутдиновой, О.В.Зиминой, и других исследователей. Чрезвычайно важны вопросы определения места образовательных ресурсов в системе профессионального обучения. Они были рассмотрены в работах Е.С.Полат, И.В.Роберт, А.В.Хуторского и ряда других авторов.
Способы использования электронных ресурсов в сфере образования весьма разнообразны: на учебных занятиях, во время консультаций, во внеучебной работе, в организации и управлении учебным процессом. Прежде всего, это возможность организовать диалог с учащимся: представлять учебный материал, оперативно и конкретно реагировать на ответы учащегося, обсуждать с учащимся алгоритм решения задачи, осуществлять контроль правильности решений и ответов учащегося, предоставлять возможность учащемуся задавать вопросы и т. п.
Разработка электронного образовательного ресурса – достаточно сложная процедура, но главным элементом в ней является участие учителя. С одной стороны, это позволяет передать компьютерной программе педагогическую индивидуальность учителя, то есть то, что в традиционной педагогике является основой педагогической школы. Создание электронных ресурсов требует от учителя определенных специфических знаний в области информационных технологий.
В процессе педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов необходимо учитывать программно-технологические особенности новой среды обучения. Зависимость функционирования создаваемых электронных пособий от технико-аппаратных и программных средств, технических особенностей каналов коммуникации и протоколов связи. Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого пособия, необходимость модификации, дополнения новыми данными, ограничение объема памяти и др.
Процесс проектирования ОЭР – это ясно описанные процедуры, сгруппированные в ряд последовательных этапов. Производственный цикл по созданию учебных материалов состоит, по существу, из пяти основных этапов:
- Анализ (насколько необходимо проводить обучение (анализ потребностей), каковы требуемые цели учения (анализ целей), каковы средства и условия будущей учебной работы (анализ условий))
- Проектирование (подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев)
- Разработка (превращение планов, сценариев, прототипов в набор учебных материалов)
- Применение (учебные материалы используются в учебном процессе)
- Оценка (результаты учебной работы оцениваются, данные оценки используются для корректировки (доработки) учебных материалов)
К электронным образовательным ресурсам мы относим ресурсы, которые используются в преподавании учебных дисциплин. Разделим их по сфере применения на три группы:
I-я группа. Наглядные учебные пособия, которые используются для повышения качества усвоения учащимися информации, формирования познавательного интереса и их активности на уроке. К ним относятся: мультимедийные презентации, обучающие фильмы, электронные учебники, компьютерные словари и справочники, анимации и т.д.
II-я группа. Ресурсы для контроля знаний и умений учащихся. К ним относятся: тестирующие оболочки, программы оценки знаний и т.д.
III-я группа. Автоматизированные системы организации обучения. К этой группе относятся: электронные журналы, составители расписаний, ведомостей успеваемости и т.д.
Для дополнительной подготовки будущих учителей к разработке образовательных электронных ресурсов в Намском педагогическом колледже коллективом преподавателей – руководителями исследовательских работ, разработаны механизм проектирования электронных образовательных ресурсов студентами в учебном процессе (рис. 1) и рекомендации по разработке электронного учебного пособия.
Целью данной работы является приобщение студентов к перспективным образовательным технологиям и ориентация их на творческое и продуктивное использование данных технологий в своей учебе, будущей профессиональной деятельности и в процессе самообразования и повышения квалификации.
Рис 1. Механизм проектирования электронных образовательных ресурсов
В состав проектной группы входят студенты, обучающиеся по различным специальностям. Например, роль веб-дизайнера отводится студенту, обучающемуся по специальности “Изобразительное искусство и черчение”, за техническую разработку студент – информатик, по отбору учебного материла – в зависимости от выбора учебной дисциплины, педагог дополнительного образования или мастер производственного обучения.
В настоящее время проводится проверка эффективности разработанного механизма в развитии универсальных способностей студентов в системе среднего профессионального обучения.
Проектную работу выполняют студенты 2–3 курсов нашего колледжа в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. По данному механизму созданы электронные образовательные ресурсы для начальной и общеобразовательной школ по различным предметам, а также для очного и заочного обучения студентов колледжа.
Опыт показывает, что совокупность знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении проекта, обеспечивает формирование у студентов, участвующих в разработке подобных проектов:
- общенаучных компетенций, проявляющихся: в осознании ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности;
- инструментальных компетенций, проявляющихся в готовности применять прикладные программные продукты, использовать вычислительную технику и компьютерные технологии для решения профессиональных задач, способности разрабатывать электронные образовательные ресурсы;
- профессиональных компетенций, проявляющихся в способности выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом, готовности к организации образовательного процесса с применением компьютерных технологий, способности педагогически обосновывать и реализовывать мультимедиа-средства в учебном процессе и осуществлять психолого-педагогическую экспертизу электронных образовательных ресурсов;
- социально-личностных компетенций, проявляющихся: в овладении системой коммуникативных и психологических средств организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управления своим психологическим состоянием в условиях общения, готовности к позитивному, доброжелательному стилю общения, способности к самопознанию, самостоятельной деятельности, освоению культурного наследия как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений.
Таким образом, система подготовки учителей в нашем педагогическом колледже, предполагает обучение будущих учителей основам создания электронных образовательных ресурсов и их применению в учебном процессе. Использование механизма проектирования электронных образовательных ресурсов является эффективным средством подготовки учителей, владеющих способностями обобщать, анализировать, систематизировать, проектировать, структурировать, ставить цели, проводить рефлексию собственной деятельности и других способностей, необходимых в различных видах деятельности человека.
Список использованной литературы:
- Носкова, Т.Н. Педагогическое проектирование электронных образовательных ресурсов // Педагогический дизайн: сб.мат.всероссийской научно-практической конференции. – СПб: РИО ГОУ СПО “СПбГИПТ”, 2004. – С. 3–7..
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М: Академия, 2008 – 272 с.
- Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-мет. пособие для пед. вузов / И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. – М., 2006. – 374 с.
- Смолянинова О.Г. Разработка мультимедийных электронных учебников в среде TOOLBOOK: учеб. пособие с грифом УМО Пед. образования РФ. – Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002. – 109 с.
-
Чернобай Е.В., Зенкина С.В. Подготовка учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий для создания электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование, 2008.– № 7. – С. 110–111.