Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
- Углубление и расширение знаний по теме “Природные пожары”;
- Формирование умения действовать согласно правилам во время нахождения в зоне лесного пожара и его тушения.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с видами природных пожаров и причинами их возникновения
- Научить определять виды лесных пожаров
- Научить правилам безопасного поведения при возникновении природного пожара
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, анализировать
- Развивать культуру безопасного поведения обучающихся во время экстремальной ситуации
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность других людей.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, слайды для мультимедийной разработки урока, музыкальный файл: песня “Лесные пожары” из фильма “Таёжный роман”, видеоматериалы Департамента гражданской защиты МЧС России “Лесные пожары”, раздаточный материал для обучающихся (Приложение, приложения 1–4), реквизит к инсценировке рассказа.
Ход урока
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Целевой этап – 3 мин.
3. Этап формирование и закрепления новых знаний – 35 мин.
4. Заключительный этап: подведение итогов урока, домашнее задание – 6 мин
1-й этап урока: организационный.
Длительность этапа – 1 мин.
Учитель:
Определяет готовность учащихся к работе: проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. На столе учителя список отсутствующих на уроке, составленный предварительно на перемене дежурными по классу. Также в обязанности дежурного на перемене входит подготовить класс к уроку.
Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Приятно вас видеть снова на уроке! Садитесь!
Обучающиеся:
Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм. Приветствуют учителя. Слушают учителя.
2-й этап урока: целевой.
Длительность этапа – 3 мин.
Слайд 2. Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала и как обычно на таких уроках мы работаем, опираясь на правила, сформулированные Яцеком Палкевичем: “Предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать”.
Тема сегодняшнего урока: “Тулусжрюз тсйгую”.
Расшифруйте, пожалуйста, тему, используя шифр (Приложение 1), и запишите в тетради.
Учитель: Да, тема нашего урока “Природные пожары”.
Цель урока: (на слайде их нет, проговариваются)
- Углубление и расширение знаний по теме “Природные пожары”;
- Формирование умения действовать согласно правилам во время нахождения в зоне лесного пожара и его тушения.
Задачи урока: (на слайде их нет, проговариваются)
- Ввести новые понятия;
- Просмотреть фильм “Лесные пожары”;
- Просмотреть инсценировку рассказа “Как ребята лес спасали”;
- Проверить свои полученные знания;
- Использовать полученные знания в домашней работе по составлению кроссворда по теме “Природные пожары”.
Как вы думаете: так уж ли необходимо изучение данной темы? Попробуйте за 1 минуту убедить своих одноклассников в том, что изучение темы “Природные пожары” просто необходимо.
Дети пытаются ответить на поставленный вопрос.
- Зная причины возникновения, сможем предупредить его.
- Зная, как он опасен, мы будем сами осторожны.
- Если вдруг попадём в зону природного пожара, не растеряемся и будем знать, как действовать.
- Сбережём свою и чужую жизнь
3-й этап урока: формирование и закрепление новых знаний.
Длительность этапа 35 мин.
Учитель:
Прослушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент (Приложение 7). Вам необходимо определить:
- какая музыка прозвучала: весёлая или тревожная
- какие чувства возникли при прослушивании
Щелчок мышкой – Слайд 3.
Щелчок мышкой по прямоугольнику “Прослушивание музыки”, дать музыке прозвучать несколько секунд при пустом слайде и только потом щелчком мышкой включить “Просмотр слайда”.
Время просмотра 1 мин.55 сек. (До слов “И я как пожаром тобой окружён! Тобой окружён!”).
Щелчок мышкой по прямоугольнику “Прослушивание музыки” (выключить музыку).
Обсуждение музыкального фрагмента.
Вопросы:
- Какая музыка: весёлая или тревожная?
– Музыка тревожная.
- Какие чувства и эмоции возникли при прослушивании и просмотре фрагмента?
– При прослушивании у меня возникли чувство тревоги за лес, за человека.
– Меня поразила площадь пожаров на территории России и всего мира.
Учитель:
При прослушивании музыкального фрагмента вы почувствовали тревогу за лес, за безопасность людей. И это вполне обоснованно.
Щёлкнуть мышкой по “Дальше” (переход на следующий слайд) – Слайд 4.
“Предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать”
Давайте разберёмся, в чём именно опасность природного пожара, более конкретно рассмотрим это понятие. Обладая знаниями, мы будем знать наперёд, что может случиться при данной чрезвычайной ситуации.
Мы с вами уже рассматривали вопросы пожарной безопасности в курсе 5–6 классов.
Щелчок мышки – Слайд 5..
Вопрос.
Что такое природный пожар? Прежде чем ответить на этот вопрос, сначала вспомните, пожалуйста, определение понятия пожар? (Чем отличается горение дров в печке от пожара?)
- Пожар – это неконтролируемое горение
Щелчок мышки. Ну а природный пожар – это неконтролируемое стихийно распространяющееся горение растительности или торфяника.
Запишите, пожалуйста, определение в тетради.
Щелчок мышкой. Различают следующие виды природных пожаров:
- Лесной,
- Степной (полевой),
- Торфяной,
- Камышовый.
Прослушав музыкальный фрагмент, вы уже услышали об одном из видов природных пожаров: лесном.
Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
Подробнее о нём вы увидите в видеоматериале “Лесной пожар”.
Щелчок мышкой – Слайд 6. Неконтролируемое горение растительности может стихийно распространяться в степи (поле). Такое горение называется степным (полевым) пожаром. Посмотрите, как выглядит степной пожар.
Степные пожары являются следствием возгорания сухой травы или зрелых посевов сельскохозяйственных культур и распространяются в ветреную погоду со скоростью до 120 км/ч. Они носят сезонный характер и чаще бывают летом по мере созревания трав (хлебов), реже весной и практически отсутствуют зимой. . [10]
Щелчок мышкой – Слайд 7. Неконтролируемое горение растительности, возникшее на торфянистых почвах – торфяной пожар. [1]
- Торф формируется из перегноя – разлагающихся растений, животных и насекомых – в болотистых местах. Толщина торфяного слоя может достигать 10–15 метров. В его состав входит кислород и углерод. Кислород позволяет гореть (тлеть) торфу без доступа воздуха
- В результате засухи или рукотворного осушения торф может оказаться на поверхности и вступить в контакт с воздухом
- В таком случае торф может начать самопроизвольно тлеть – или вспыхнуть в результате лесного пожара. Благодаря притоку свежего воздуха, торф разгорается все сильнее.
Щелчок мышкой – Слайд 8. 4. Тление медленно распространяется по торфянику, дым поднимается на поверхность, почва над торфяником проседает.
Щелчок мышкой – Слайд 9. Камышовые пожары возникают по причине возгорания сухого камыша и надводной растительности. Характерной особенностью таких пожаров является высокая плотность огня, его быстрое распространение, большое количество дыма. [2]
Вопрос.
Ребята? Могут ли быть такие виды пожаров у нас в районе?
- Да, эти виды природных пожаров, кроме степного, могут иметь место у нас в районе.
Щелчок мышкой – Слайд 10. Причины возникновения пожаров.
Вопрос. Пожары жаркого лета 2010 года позади. Как вы думаете, каковы их причины? [3]
- Высокая температура
- Жара
- Сухость
- Человек виноват
- Брошенная незатушенная спичка или сигарета;
- Бутылки и осколки стекла (в солнечную погоду);
- Не полностью погашенный костёр;
- Преднамеренные поджоги;
- Грозовые разряды.
Перечисленные вами примеры можно разделить на 2 группы
Щелчок мышкой.
- Антропогенные (вызванные людьми)
Щелчок мышкой.
- Естественные пожары (вызванные молниями, погодными условиями)
Щелчок мышкой – Слайд 11. Аркадий Александрович Тишков, доктор географических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник охраны природы РФ считает [5]:
Несмотря на действительно аномальные температуры конца июня – начала августа 2010 года и существенное возрастание риска пожаров, речь может идти преимущественно об антропогенных пожарах – возникших по вине человека. 95% – пожаров от человеческого фактора, а 5% – по природным причинам (сухие грозы и пр.) – здесь и сейчас вполне соблюдается.
Щелчок мышкой. Такое же процентное отношение характерно и в другие годы! (просмотр обучающимися анимации). Большая доля вины принадлежит человеку.
Щелчок мышкой – Слайд 12. Пожары происходят из года в год во вполне определенных регионах.
Щелчок мышкой. Сравните, пожалуйста, карты “Повторяемость пожаров в год” и “Плотности населения”.
Пожаров больше там, где плотность населения больше
Щелчок мышкой – Слайд 13. Сравните, пожалуйста, карты “Повторяемость пожаров в год” и “Транспортная сеть России”.
Пожаров больше там, где больше развита сеть дорог.
И, конечно же, их интенсивность существенно зависит от погодных условий. Засушливым летом 1972 года европейскую часть России также охватили масштабные лесные пожары
Щелчок мышкой – Слайд 14. Кроме того, частота лесных пожаров связана со степенью пожарной опасности участков леса. Пожарная опасность лесов в свою очередь определяется типом леса, его природными и др. особенностями. Об этом разговор будет на следующем уроке
Щелчок мышкой – Слайд 15. “Предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать”
Вопрос.
Можно ли избежать природных пожаров или хотя бы уменьшить их количество?
- Да, можно, если люди будут выполнять определённые правила поведения на природе. Ведь 95 % пожаров – по вине людей.
Мы с вами уже говорили о видах природных пожаров. В свою очередь каждый вид имеет свои классификации. Например, лесные пожары могут различаться по характеру распространения.
Щелчок мышкой – 16 слайд. Об этом речь будет идти в видеоматериалах Департамента гражданской защиты МЧС России “Лесные пожары”. (Приложение 8.)
Кроме этого при просмотре фильма обратите внимание на следующие моменты. У
вас на партах вопросы к видеоматериалу “Лесные пожары” .
(Приложение 2.)
Ознакомьтесь с ними, пожалуйста!
Щелчок мышкой на “Завершить показ слайдов” и по окошку в верхнем правом углу “свернуть презентацию”.
Включить показ видеоматериалов.
Выключить показ видеоматериалов.
Восстановить показ презентации – Слайд 16.
Обсуждение видеоматериалов.
Вы посмотрели видеоматериалы, попробуйте ответить на вопросы
Вопрос.
Вы находитесь в лесу. Как узнаете, что начался лесной пожар?
- Если в лесу начнётся пожар, я почувствую запах дыма, ухудшение видимости, услышу приближения треска и шума.
Задание № 1.
Сейчас вам будут показаны слайды. Вам надо записать в “Практической работе” в задании №1: какой вид лесного пожара изображён под данной цифрой. Время для просмотра и записи ответа ограничено. Вам надо успеть посмотреть и записать в таблицу ответов. Перед этим подготовьте, пожалуйста, листы ответа. (Приложение3.)
Щелчок мышкой – Слайд 17, показ 3-х фото (автоматически смена фотографий).
Проверьте, пожалуйста, ответы.
Щелчок мышкой – Слайд 18.
- Низовой,
- Подземный,
- Верховой.
Поднимите руку, кто подписал верно все фото.
Мы рассмотрели классификацию пожаров по характеру распространения.
Щелчок мышкой. Лесные пожары бывают сильными, средними, слабыми. Как вы думаете, как эти виды отличаются друг от друга?
Воспользуйтесь подсказкой на странице 145 учебника: рассмотрите схему. (Приложение 4.)
- В зависимости от скорости распространения огня и высоте пламени пожар бывает:
- Сильный
- Средний
- Слабыми
Щелчок мышкой.
Вопрос.
Всегда ли можно уйти от пожара? На этот вопрос вы ответите, выполнив задание №2 в “Практической работе” по вариантам “Всегда ли можно уйти от пожара?”. (Приложение 3.)
Ответы.
- Скорость пешехода: 4 Км/ч = 4000:60 (м/мин) = 67м/мин. Это больше скорости низового пожара. Любой человек от низового пожара может спокойно уйти или убежать.
- Скорость пешехода: 4 Км/ч=4000:60 (м/мин) =67м/мин. Это больше скорости слабого верхового пожара. Человек от слабого верхового пожара может уйти или убежать. Скорость сильного верхового пожара больше скорости пешехода. На автомобиле, в принципе, можно уйти от него. Но нельзя терять ни минуты!
Таким образом, мы сделали вывод: от пожара можно спастись.
Щелчок мышкой – Слайд 19. Насколько правильно вы это сделаете, проверим в тесте задания № 3 в “Практической работе”.
Тестирование (Приложение 3.)
Щелчок мышкой. Проверка работы соседа по парте.
На слайде – правильные ответы.
1) 1
2) 2
3) 2
Поднимите руку, у кого в проверенной работе нет исправлений и ошибок. Выставьте оценку 5.
Вы познакомились с классификацией пожаров.
Щелчок мышкой – 20 слайд. Но существует ещё разделение пожаров на классы. Определите, пожалуйста, по какому признаку пожар относится к тому или иному классу? Таблица расположена на стр. 127 учебника (или Приложение 5) .
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, используя эту таблицу:
- На сколько классов подразделяются лесные пожары по площади, охваченной огнём?
- Какова площадь территории, охваченная крупным пожаром?
Щелчок мышкой. В России в 2010 году были отмечены самые сильные лесные пожары в истории, по данным Рослесхоза, общая площадь, пройденная природными пожарами с начала года по середину августа составила более 1,5 млн. гектаров.
Чтобы более наглядно представить себе силу и масштаб самого крупного пожара в истории России, стоит заметить, что общая площадь выгоревшей земли (леса, поселений, сельскохозяйственных угодий и др.) составила 150 тыс. квадратных километров, что сопоставимо по площади с целой страной, например Тунисом. [6]
Щелчок мышкой – Слайд 21. “Предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать”.
На уроке мы уже рассмотрели правила безопасного поведения в зоне лесного пожара или в лесу, где возник пожар. Может случиться и так, что в лесу небольшой пожар. Загорание можно потушить самим. Об этом сейчас расскажут нам ваши одноклассники, инсценируя рассказ “Как ребята лес спасли”. (Приложение 6.)
Обсуждение инсценировки.
- Как ребята тушили загорание?
- Как сообщали о пожаре?
4. Заключительный этап урока: подведение итогов урока, домашнее задание.
Домашнее задание.
Опираясь на полученные знания, составить кроссворд “Природные пожары”
Щелчок мышкой – Слайд 22. Рефлексия учащихся. [7]
Учащимся предлагается написать четыре предложения.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
.“Я считаю, что природный пожар…”.
“Потому что …”.
“Я могу это доказать это на примере …”
“Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…”.
Кто желает зачитать свои рассуждения?
Щелчок мышкой – Слайд 3: Безопасных вам ситуаций! Спасибо за урок!
Использованные источники и литература:
- http://www.bbc.co.uk/russian/science/2010/08/100809_peat_bog_fire_spread.shtml Как распространяется торфяной пожар.
- http://gimsyaroslavl.narod.ru/Rescuer/Rescuers_Guidebook/ch149_fires.htm# Камышовые пожары.
- http://litn-andrei.narod.ru/p7aa1.html Основные причины загорания лесов.
- http://kovdoravia.narod.ru/vlijanie_klimata.html Влияние климатических изменений на лесные пожары в России.
- http://www.ecoteco.ru/library/magazine/1/ecology/prirodnye-pozhary-2010-goda-v-evropeyskoy-rossii-vsegda-li-vinovata-zhara/ Природные пожары 2010 года в Европейской России: всегда ли виновата жара?
- http://samogo.net/articles.php?id=311 Самый большой пожар в истории России.
- http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj-svyazi-pops-formula/ ПОПС-формула.
- http://www.mchs.gov.ru/archive/rules.php?SECTION_ID=2351 Видеоматериалы “Правила поведения в ЧС” , видео “Пожары”.
-
http://www.muzoff.ru/pages/569/56905.shtml скачать и слушать песню
“Лесные пожары” из кинофильма “Таёжный роман.
http://www.viy.ru/Granicha.htm Скачать в папку с презентацией и воспользоваться на уроке: - http://linkout.ru/pogar.php Степной пожар.