Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
- Развивающие : развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
- Воспитывающие : воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
– Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать
какое у вас настроение.
– Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению.
(На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное…)
– Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1.
1. Знакомство с баснописцем.
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
– Посмотрите внимательно на экран.
– Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)
Учитель: Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.
Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.
– Мои помощники на уроке ……….Они познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова.
1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
– Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
Давайте вместе с вами вспомним их.
“Попрыгунья стрекоза……..
“Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На ель ворона взгромоздясь
Позавтракать было совсем
Уж собралась…“Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись….“Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала….
3. Проблемный вопрос.
Как вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?
– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.
Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.
По словарю Ожегова прочитает определение, что такое басня?…
Слайд…Басня – краткий нравоучительный рассказ, в котором персонажами являются люди, животные .
Нравоучительный рассказ-это рассказ в котором есть поучение, внушение нравственных правил.
– Важно ли соблюдать нравственные правила?
(Общепринятые правила поведения в обществе…Да, но Крылов жил в 19 веке , а мы живём в 21.)
4. Постановка проблемного вопроса:
Почему мы до сих пор читаем , заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?
5. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание.
Прочитайте слова.
Разбейте их на две группы.
Работа в парах.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.
(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, , , трудолюбие, хвастовство.)
Подводящий диалог.
Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.
Высмеивает ложь глупость жадность хитрость лесть |
Одобряет доброта правдивость храбрость трудолюбие |
Оцените свою работу.
– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?
(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)
– Эти слова будут помощниками для следующего задания.
Слайд “Стрекоза и муравей”.
– Какие недостатки высмеивает баснописец? (лень,
Слайд. Подберите пословицу к этой басне.…….
Слайд.
1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
2. Делу время, потехе – час.
3. Один за всех – и все за одного.
Слайд ...............(Ворона и лисица).
Какие недостатки высмеивает Крылов? (Лесть, глупость.) (Ворона поверила ей, она смешна, глупа. Лисица заискивает с ней, хитрит.)
4. Басня “Лебедь, щука и рак”
Чему учит эта басня? (Быть дружными , должна быть одна цель...)
Вы хорошо потрудились, предлагаю дружно отдохнуть.
6. Физкультминутка.
Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову , а именно мораль басни , то хлопните в ладошки один раз (над головой. ) Если вы услышали строки принадлежащему другому автору – присядьте на стульчик.
Условия понятны? Будьте внимательны!
- "Видит око, да зуб неймет"? (Лисица и виноград.)
- “ Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок
- Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза
попросила у них корму.
(Л.Н.Толстой “Стрекоза и Муравьи”) - “У сильного всегда бессильный виноват.”
- “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт….
- Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретившись с ним,
нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась
жива.
(Эзоп. “Лисица и лев”.)
Молодцы, были очень внимательны.
7. Знакомство с басней “Слон и Моська”
Слайд.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.
Прогнозирование содержания
– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?
Самостоятельное чтение .
Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?
Словарная работа.
– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Объясните значение данных слов.
Слайд.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление
Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.
Чтение басни учащимися по цепочке.
Слайд.
– Где происходит действие?
Кто изображён на иллюстрации?
Дети. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.
Учитель. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.
1. Назовите действующих лиц басни.
2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)
3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
4. Какой вы представляете Моську? А слона?
5. Какой вы представляете Шавку?
Выборочное чтение.
6. Найдите в тексте и прочитайте ,что посоветовала Шавка Моське?
7 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)
8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-
9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?
Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.
Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.
Учитель. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание
Чтение мастером художественного слова.
– Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного
слова Ильинский.
– Послушайте внимательно с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня
актёром?
Грамзапись.
Заметили разницу при чтении?
Чтение по ролям.
Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям.
– Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)
– Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?
(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
Итог урока: Слайд –
– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..
Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.
Оценки.
Домашнее задание:
- Выучить басню Крылова “Слон и Моська”
- Дополнительное задание.(по желанию)
Рефлексия.
– Покажите, ребята, какое у вас сейчас настроение? Урок окончен.
Приложение. Дополнительный материал.