Башкирский государственный театр кукол: вчера, сегодня, завтра

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34 МБ)


Цель урока: приобщение обучающихся к культуре данного региона; развитие у обучающихся ключевых компетенций: речевых, мыслительных, ценностно-ориентированных, общекультурных; воспитание чувства прекрасного и нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, диск с музыкой.

Ход урока

Звучит отрывок песни в исполнении А.Макаревича "Марионетки".

Учитель: О чем мы будем сегодня с вами говорить, ребята? (ответы детей)

Учитель: А вы любили в детстве играть в куклы?

А какие любимые куклы у вас были и, были ли у них имена? А как вы с ними играли? (ответы детей). То есть вы хотите сказать, что играя в куклы, вы могли создавать различные жизненные ситуации и устраивать мини спектакли.

Учитель: Из ваших ответов я поняла, что игра с любимой куклой это увлекательно, интересно и зрелищно (строить домики, конструировать одежду, применять игрушечную посуду и т.д). Действительно, люди с давних пор увлеклись куклами, стали изготавливать их из тряпок, бумаги и разыгрывать перед детской и даже взрослой аудиторией спектакли. Сначала это были любительские кукольные театры, самодеятельные кружки, а затем стали появляться и профессиональные кукольные театры.

И сегодня тема нашего урока: "История развития театра кукол в Республике Башкортостан" (Слайд 1)

Учитель: С чего же всё начиналось? А начиналось все с кукол - Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича из повести Н.В.Гоголя "Старосветсткие помещики". Их диалог разыграла в учительской в одной из уфимских школ преподавательница изобразительного искусства Мария Николаевна Елгаштина. В сценическую площадку превратилась высокая спинка кресла, а зрителями стали педагоги, забежавшие на перемену. Диалог тряпичных кукол Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича произнесенный педагогом, сначала вызвал удивление, а затем тихий, сдержанный, - переходящий в громкий, откровенный, - смех.

Коллеги восторженно приняли кукол, и учительница рисования решила устроить маленький спектакль для своих учеников. Возможно, с этого момента возникла влюбленность Марии Николаевны в удивительное искусство театра кукол. В её воспоминаниях встречается запись: "Надетые на мою руку куклы ожили: Для меня это не просто куклы, сделанные из бумаги и тряпок, нет, это уже что-то живое, чувствующее, во что вложена моя мысль, и я начинаю их любить". (Слайд 2)

А сейчас я предоставляю слово человеку, который изучал биографию Елгаштиной М.Н.

(Выходит ученик, заранее получивший задание приготовить сообщение по теме).

Ученик: Елгаштина Мария Николаевна родилась в Барнауле 14.06.1873г., похоронена в Уфе 10.11.1966 г. художник, график, художник театра. Училась Елгаштина в Высшем художественно-промышленном училище графа Строганова в Москве. На формирование творчества оказало воздействие пребывание в 1903-05Плесе, где Елгаштина изучала произведения И.И.Левитана. С 1906 жила и работала в Уфе. В 1913 совместно с художниками А.Э.Тюлькиным и А.П.Лежневым участвовала в организации первого творческого объединения башкирских художников - Уфимского общества любителей живописи.В 1919-29 участвовала в организации Художественного музея им. М.В.Нестерова и комплектовании музейной б-ки.

В 1932 М.Н. Елгаштина основала первый в республике театр кукол, где была художественным руководителем, сценографом, режиссёром, актрисой до 1955. С 40-х гг. обратилась к технике масляной живописи. Главная тема работ - природа Башкортостана. Для произв. Елгаштиной свойственны поэтичность, мягкое созвучие сближенных тонов, изящество цвета, тонкая проработка формы. Основные работы: "Река Сим" , "Вечерний час", "Весенние сумерки" , "В окрестностях Уфы", "Уфа уходящая". Все работы хранятся в фонде Художественного музея им. М.В.Нестерова. (Слайд 3).

М.Н. Елгаштина - участница республиканских, всероссийских, зарубежных выставок. В 1955 и 1973 в Уфе состоялись персональные выставки. С 1937г. являлась членом Союза художников СССР. В 1944 г. присвоено звание "Заслуженный деятель искусств БАССР". В 1955 г. награждена орд. "Знак Почета", присвоено звание "Народный художник БАССР"

Учитель: Продолжая говорить о Марие Николаевне хочется сделать выдержки из книги "Воспоминания о детстве". Мы узнаем о любви к искусству в семье маленькой Маши. В Барнауле, где в 70-е-80-е годы 19 века жили Давидович-Нащинские, было немного развлечений - танцы да любительские спектакли, в которых горный инженер Николай Андреевич Давидович-Нащинский, отец Маши, принимал активное участие. Он хорошо танцевал, музицировал, играл в спектаклях. Мать, Луиза Петровна, выпускница Смольного института, поощряла в детях увлечение живописью, балетом, драматическим театром.

Самые дорогие воспоминания детства - волшебный фонарь с двигающимися фигурками, подаренный отцом, акварельные краски от старшей сестры Зины, посещение цирковых представлений с любимой сестрой Катей, "маслёнка" - представления бродячих артистов на масленицу. Любимая игрушка застенчивой гимназистки - бумажные куклы, вырезанные из модных журналов. Впечатления о прочитанном и увиденном в любительских спектаклях девочка переносила в домашний кукольный театр. Силой воображения стопки книг превращались в дома и квартиры, кубики - в мебель, цветы в кадках - в африканские джунгли. "Жизнь моих кукол была полна приключений. Я часами шепталась, ведя диалог за моих кукол, которые и ссорились и плакали, ездили на балы, путешествовали и даже выходили замуж".

Мария Николаевна мечтала о профессиональном театре кукол. И опуская некоторые подробности, следует сказать, что такой театр был создан в Уфе, в 1932 году. (Слайд 4)

Театр кукол выжил благодаря в основном энтузиазму Елгаштиной и безмерной отзывчивости маленьких зрителей, для которых театр кукол оставался по-прежнему единственным развлечением в городе и республики. Как художественный руководитель она очень многое делала сама, что облегчало работу театра в целом. Она сочиняла и инсценировала, изготовляла кукол по собственным эскизам и расписывала декорации, ставила спектакли и играла в них.

Учитель: По восстановленным документам мы можем узнать о первых спектаклях, которые были поставлены в 1932 году. Это "Репка" (автор М.Елгаштина), "Путешествие вокруг света" (автор Б.Андрианов), "Негритенок Том" (авторы Ю.Гауш и Б.Павловский), "Марфушкин букварь" (автор М.Елгаштина) и другие. Каждый спектакль по замыслу Елгаштиной должен был превратиться в чудесное зрелище. В "Негритенке Томе" Ю.Гауша и Б. Павловского, спектакле об интернациональной солидарности детей всего мира, среди больших бутафорских пальм неожиданно расцветали и увядали фантастические цветы, или - по картонным пенистым волнам, покачиваясь, плыл пароход со сверкающими огоньками. (Слайд 5)

Учитель: О показе того или иного спектакля говорила афиша. В те далекие годы они выглядели примерно так: (Слайд 6)

Театр кукол - это союз актера и куклы. Это одно целое. (Слайд 7,8)

Учитель: Какие же виды кукол существуют в театре? Обратим свое внимание на экран (Слайд 9) и запишите в тетрадь те виды кукол, которые вы хорошо знаете и сможете рассказать о техники управления ими:

Учитель: А теперь обратим внимание на слайды, где показаны некоторые виды кукол и попробуем разобраться в незнакомых вам видах управления сценической куклой. Попутно познакомимся и с репертуаром театра кукол (Слайды 10,11,12,13,14,15).

(Обучающимся предлагается продемонстрировать домашнее задание, которое ребята готовили в группах (изготовление кукол, разыгрывание спектаклей "Репка", "Курочка Ряба", "Колобок")

Учитель: В результате огромной, кропотливой, слаженной работы коллектива Башкирского государственного театра кукол ежегодно появлялись новые спектакли, которые показывались на различных фестивалях, конкурсах и получали высокую оценку (Слайд 16,17).

Учитель: В начале XXI века появились новые спектакли, новые декорации (Слайд 18).

Учитель: Сегодня и дети, и взрослые могут посетить спектакли Башкирского театра кукол в современном уютном здании, которое получил театр в 1976 году (Слайд 19). Также познакомьтесь и с составом театра (Слайд 20).

А основными жанрами кукольной драматургии является сегодня (Слайд 21):

- лирическая комедия;

- классическая сказка;

- современная сказка;

- сказочные истории;

- музыкальные истории;

- башкирский эпос;

- спектакль-игра.

А девизом коллектива Башкирского государственного театра кукол являются следующие слова: "Подарите детям сказку!" (Слайд 22)

Учитель: Вот такой замечательный театр кукол есть в нашей республике, которому в 2012 году исполнится уже 80 лет.

Но не менее замечательные театры кукол находятся и в других регионах нашей страны. Всего, пользуясь интернетом я насчитала более 34 регионов где функционируют кукольные театры. И это здорово, потому что на сегодняшний день кукольные театры стали очень востребованы. И этому есть вполне реальные объяснения: во-первых, театр кукол понятнее и ближе маленьким эстетам, нежели обычные театры; во-вторых, вместе с игрой ребенок получает некие знания о фольклоре той или иной страны. Давайте проведем небольшую заочную экскурсию по театрам Москвы (их всего 7) и Санкт-Петербурга.

Слайд 23 - Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова:

- крупнейший в мире театр кукол, занесен в книгу Гиннеса

- театр творит как для маленьких зрителей, так и для взрослых. Представлены не только спектакли по сказкам, но и трагедии, комедии

- есть библиотека, где представлена вся литература о куклах. Театр также открылся в 1932 году, как и наш.

Слайд 24 - Московский детский камерный театр кукол

- является одним из ведущих репертуарных детских театров

- на сцене идет более 30 представлений

- театру уже 17 лет

- места не пронумерованы, детей сажают по росту. Но из любой точки зрительного зала спектакль видно отлично

- театр принимает заявки как на коллективное посещение, так и на выездные спектакли

Слайд 25 - Театр кукол Альбатрос

- рассчитан на зрителей от 3 до 12 лет

- места в зале не пронумерованы, первые 4 ряда всегда занимают дети, но если же ваш ребенок не хочет сидеть отдельно от вас, то вы всегда сможете сесть вместе на задних рядах, где будет видно ничуть не хуже

Слайд 26 - Театр детской книги "Волшебная лампа"

семейный театр; здесь рады как детям, так и взрослым

- театр развивает любовь к книге, спектакли только по лучшим произведениям литературы

- проходят литературные вечера и встречи с современными детскими писателями.

Слайд 27 - Театр кукол "Жар-птица"

- интерактивный театр*

- уже на входе юных театралов встречают артисты, дабы подготовить их к тому, что предстоит им увидеть на сцене

- в театре представлены спектакли не только по русским сказкам и былинам, так же представлены культуры других стран и народов

* интерактивный спектакль - спектакль с активным участием зрителя и вовлечение его в игру и в приключения главных героев постановки

Слайд 28 - Московский театр кукол

- театру 75 лет

- 2 зала (малый и большой), что позволяет детям любой возрастной категории комфортно чувствовать себя в театре

- от 3-х до 12-ти лет

- на сцене представлены как сказки русской культуры, так и зарубежной

Слайд 29 - Московский детский театр марионеток

- театру более 25 лет

- для детей от 2-х лет

- театр популярен не только в России, но и за рубежом

- принимаются коллективные заявки

Слайд 30 -33 - Театры кукол в Санкт-Петербурге.

Учитель: А теперь подведем итог и постараемся ответить на следующие вопросы, которые прописаны на листке "Отзыв об уроке":

  • Что нового я узнал(а) сегодня на уроке?
  • Какое открытие я для себя сделал(а)?
  • Самый интересный момент урока?
  • Где я смогу применить полученные знания на уроке?
  • Появилось ли желание посетить Башкирский государственный театр кукол?
  • Пожелание себе, учителю?

Слайд 34. Заканчивая наш урок можно сказать, что куклы - самое удивительное и поразительное явление, способное пропустить через себя всю красоту театрального искусства. Верьте, куклы могут жить, двигаться и говорить. Желаю вам побывать в театре кукол, поразительного просмотра и чудесных, незабываемых, "кукольных" эмоций!