Тема урока: Разрезы
Обоснование актуальности данной работы: данная тема всегда актуальна, т.к. знания, полученные на ней, необходимы для развития у учащихся пространственного мышления и могут быть использованы в жизни.
Цель: Усвоить знания о разрезах, их видах и способах построения.
Задачи урока:
- Научить учащихся отличать сечение от разреза, виды разрезов друг от друга;
- Научить учащихся изменять изображение на видах при выполнении разреза;
- Научить правильно обозначать разрезы;
- Научить правилам нанесения штриховки на разрез;
- Развивать пространственное мышление и воображение;
- Воспитывать аккуратность при выполнении чертежных работ;
- Совершенствовать практические умения и навыки учащихся при работе с чертежными инструментами.
Ожидаемый результат: учащиеся, опираясь на полученные знания на уроке, выполнят практическую работу по вычерчиванию разреза.
Оснащение урока: презентация "Разрезы", модели деталей с различными видами разрезов.
В ходе урока применяются методические приемы: словесно-иллюстрированный рассказ, постановка проблемы и ее решение, практическое задание. Данные методические приемы позволят учащимся быть активными на уроке, что позволит им лучше усвоить новый материал.
Словарь: разрез.
Ход урока
I. Организация урока.
Ребята! В рабочей тетради запишите тему урока. Разрезы.
Для того, чтобы хорошо усвоить новый материал урока, давайте вспомним изученное ранее. Для построения изображений разрезов нам понадобятся знания основных линий чертежа. Давай те вспомним основное назначение данных линий: штрихпунктирная линия - показывает осевые и центровые линии (оси симметрии); сплошная тонкая - линия построения чертежа, штриховки и служит для вынесения размеров; штриховая линия - линия невидимого контура (на нее прошу обратить особое внимание, т.к. эту линию мы будем заменять при выполнении разрезов); сплошная толстая - линия видимого контура.
Основные виды проекций - виды: спереди, справа, сверху (фронтальная, профильная, горизонтальная проекции).
Вспомним также правила и особенности выполнения выносных сечений: по построению и расположению сечение должно соответствовать направлению, указанному стрелками; если секущая плоскость проходит через ось поверхности вращения (цилиндрической, конической, сферической), ограничивающей отверстие или углубление, то их контур на сечении показывают полностью.
II. Изучение нового материала.
1. Определение разреза и его назначение. Приложение 4. (Слайды 4), Приложение 5. (Слайд 5).
Ребята! У некоторых деталей, имеющих внутренние пустоты (отверстия, вырезы, канавки и др.) чертежник должен по возможности четче показать на чертеже их контуры. Такое представление о детали дает разрез.
Разрез - это изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью (или несколькими плоскостями). При этом часть предмета, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью, как бы удаляется.
2. Различие между разрезом и сечением. Приложение 6. (Слайд 6).
На разрезе показывают то, что находится в секущей плоскости и за ней. Таким образом можно сделать вывод, что разрез включает в себя сечение
В рабочей тетради запишите определение "Разрез отличается от сечения тем, что на нем показывают не только то, что находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней"
3. Беседа с учащимися по наглядному материалу. Приложение 7. (Слайд 7).
Ребята! У вас в руках модели деталей, на которых нанесен красный цвет на поверхности. Скажите, пожалуйста, какие части на деталях остались бесцветными и почему?
На детали показан разрез или сечение?
Почему некоторые детали рассечены дважды (трижды)?
4. Какие бывают разрезы. Приложение 8. (Слайд 8).
В рабочей тетради запишите, что в зависимости от числа секущих плоскостей разрезы подразделяются на простые и сложные (ГОСТ 2.305-68).
Разрез, выполненный одной секущей плоскостью, называется простым, а выполненный несколькими секущими плоскостями - сложным.
5. Простые разрезы Приложение 9. (Слайды 9), Приложение 10. (Слайд 10)
Рассмотрим изображения разрезов относительно положения секущей плоскости: если секущая плоскость проходит вдоль оси симметрии на видах спереди и справа, то такая плоскость будет вертикальной, если по виду сверху, то горизонтальной.
В рабочей тетради запишите: в зависимости от положения секущей плоскости относительно плоскостей проекций разрез может быть:
- фронтальным, когда секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций (рис. 1);
- профильным, если секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекций (рис. 2);
- горизонтальным, когда секущая плоскость параллельна горизонтальной плоскости проекций (рис. 3).
6. Сложные разрезы. Приложение. (Слайд 11).
Сложные разрезы подразделяют на ступенчатый (если несколько плоскостей расположены ступенчато) и ломаный (если плоскости находятся под углом друг к другу).
7. Как изображают разрезы. Приложение. (Слайд 12).
Фигуру предмета, попадающую в секущую плоскость разреза, выполняют штриховкой сплошной тонкой линией под углом 45 градусов. Расстояние между линиями штриховки зависит от размера детали, чем больше деталь, тем больше расстояние. Направление штриховки можно менять.
8. Как обозначают разрезы. Приложение. (Слайд 13).
Разрезы обозначают также как и сечения разомкнутой линией, стрелками и буквами.
Если секущая плоскость проходит по осевой линии, то обозначать разрез не следует.
Разомкнутая линия показывает место рассечения детали (предмета), стрелки направление взгляда. Если секущая плоскость проходит по осевой линии вида сверху, то сам разрез будет виден на виде спереди и называться фронтальным. Там же его надлежит и вычерчивать. Аналогично по другим плоскостям.
9. Практическое задание. Приложение. (Слайды 14).
Ребята! Вам необходимо обратиться к учебнику, рисунок 184. Он содержит фронтальный и профильный разрезы (штриховка не насена), вид сверху и аксонометрическое изображение. Вычертите в тетради данные виды и выполните фронтальный и профильный разрезы.
Приложение. (Слайды 15).
III. Проверка выполненных работ. Выставление оценок.
IV. Итог урока.
Ребята! Молодцы! Все справились с практическим заданием. Давайте повторим, что вы узнали нового на уроке? Где вы можете применить полученные знания?
V. Домашнее задание.
Используемая литература и ресурсы.
-
https://urok.1sept.ru/
-Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., И.С. Вышнепольский учебник Черчение. М., "Издательство Астрель", 2009.