Задачи.
- Познакомить учащихся с парными по глухости – звонкости звуками [с–с’ ], [з–з’] и их смыслоразличительной ролью.
- Научить различать их на слух и обозначать буквами С, З.
- Научить читать слоги, слова, предложения с этими буквами.
- Закреплять знания об ударных и безударных гласных.
Оборудование: звуковые схемы, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Повторение изученного.
Повторение знаний о звуках и буквах.
А) Учитель: В окружающем мире мы слышим множество различных звуков: шум ветра, шелест листвы, журчание ручья, щебетание птиц и т.д.
Речь человека тоже состоит из звуков. На какие две большие группы делятся звуки речи человека?
Дети: Гласные Согласные
ударные твердые мягкие
безударные звонкие звонкие
глухие глухие
Дети составляют схему с помощью на интерактивной доске.
Б) Графическое изображение звуков.
Учитель: Покажите, пожалуйста, карточки, обозначающие: гласные звуки. Согласные твердые, звонкие, согласные твердые, глухие; согласные мягкие звонкие; согласные мягкие глухие.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке обучения грамоте мы продолжим работу со звуковыми схемами, будем читать слоги, слова, предложения с изученными буквами. Познакомимся с новыми звуками и буквами, их обозначающими.
4. Работа на интерактивной доске.
Чтение слов, распределение по группам, деление на слоги, выделение ударного слога.
Мох, мухи, Харитон, хор, холм, уха, мухомор.
5. Физкультминутка.
6. Знакомство со звуками [с – с’ ], [з –з’], буквами с, з.
Учитель: Ребята, а где растут мухоморы? (В лесу.) (Появляется картинка мухомора).
Съедобные это грибы или нет? (Несъедобные). А зачем они нужны в лесу? (Они нужны животным. В природе ничего лишнего нет.)
А какие животные живут в лесу? (Дети называют.)
Учитель: Сегодня к нам в гости пришли Лиса и Зайка. (Демонстрируется слайд).
Произнесите слово лиса. Сколько звуков в этом слове? (4 звука). Назовите третий звук [с]. Произнесите. Воздух встречает преграду или нет? (Встречает.) Значит, какой звук? (Согласный).
Закрыли ушки, произнесли [с]. Что мы слышим? (Шум). Приложили пальчики к гортани. Голосовые связки вибрируют или нет? ( Не вибрируют.)
Вывод: согласный, глухой
.Твердый или мягкий? Докажите (за звуком [с] следует звук [а], который указывает на твердость согласного звука.
Вывод: Звук [с] согласный, твердый, глухой
.Учитель: Как ласково называют Лису? (Лисичка).
Назовите третий звук [с’]. Дайте характеристику этому звуку (дети анализируют).
Согласный, глухой, мягкий.
Игра “Не ошибись”.
Сейчас, ребята, поиграем в игру по определению звуков [с, с’]. Если в слове звук [с] – один хлопок, если звук [с’] – два хлопка.
Скворец, слон, синица, соловей, семечки, синий, салат.
Демонстрация буквы С, с.
На письме звуки [с] и [с’] обозначаются буквой (эс).
А теперь отправляемся в гости к Зайке
. Выложите звуковую схему слова Зайка.(Дети выкладывают на местах, а затем выходит ученик, на доске с помощью карточек выкладывает звуковую схему и анализирует.)
Проверяем первый звук. Воздух встречает преграду – звук согласный, при произношении слышим шум плюс голос, голосовые связки вибрируют – звонкий, за звуком [з] слышится звук [а], который указывает на твердость согласного звука.
Какое сейчас время года? (Зима.) Произнесем его. Какой звук слышим первым? [з’]
Охарактеризуйте его. (Дети анализируют: согласный, звонкий, мягкий). Какой звук указывает на мягкость? (Звук [и].
Демонстрация буквы З, з.
Чтение с доски слогов: си-зи, се-зе, сю-зю, сла-зла, сма-зма, сну-зну.
Понаблюдаем за артикуляцией произношения звуков: [с – с’], [з – з’].
Какое положение занимает язык? (Он упирается в нижние зубы.)
Положение языка одинаковое, различие только в звучании: [с] и [с’] – глухие, [з] и [з’] – звонкие.
Эти звуки относятся к парным по глухости-звонкости. И буквы, обозначающие эти звуки, стоят тоже в паре.
(Показ на ленте памяти.)
Физкультминутка.
Работа по “Азбуке”, с. 76.
1. Чтение слов в голубой рамке по столбикам.
Что наблюдаем? (Идет чередование звуков [с– з], [с’– з’].
(При замене одного парного звука другим изменяется смысл слова.)
2. Чтение слов в трех столбиках по рядам.
Что общего в словах? (Все слова состоят из одного слога.)
3. Чтение слов со стечением согласных “ Буква С катается на санках”.
Мех – смех, мел – смел, лон – слон.
4. Работа со скороговорками.
Хоровое чтение;
Выборочное чтение отдельных букв гласных;
Нахождение ударных и простановка точек под буквами безударных гласных.
Обучение смысловому чтению;
Чтение скороговорок со сменой логического ударения при ответе на вопросы:
Кто везет сани? Что делают Сеня и Саня? Что везут Сеня и Саня? Как везут Сеня
и Саня? Кого везут Сеня и Саня?
Наблюдения за изменением смысла.
5. Чтение текста с доски.
Наступила зима. Стало морозно. Лиса и заяц нарядились в теплые шубки.Работа по содержанию текста.
Почему лиса и заяц нарядились в теплые шубки? (Стало морозно.)
Отчего стало морозно? (Наступило зимнее время года.)
Учитель: У нас тоже зима. Нужно всем одеваться потеплее. А чтобы не болеть, нужно гулять на свежем воздухе, кататься на санках, как буква С.
Итог урока: Какие буквы – подружки приходили к нам на урок?
Назовите звуки, которые обозначают буквы С и З.