Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цели: Знакомство и раскрытие для детей эмоционально-смыслового содержания обряда встречи и проводов Масленицы.
Задачи:
- показать, что в музыке И.Ф.Стравинского, также как в картинах Б.М.Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину праздника;
- учить детей анализировать и размышлять о музыке и живописи;
- развивать эмоционально-образное восприятие музыки;
- воспитывать любовь к народным традициям;
- развивать вокально-хоровые навыки и навыки ритмических импровизаций;
- закреплять навыки музыцирования.
Музыкальный материал:
- "Полька" нар. мелодия (фрагмент)
- "Плясовая" рус. нар. мелодия (фрагмент)
- "Русская" из балета "Петрушка" И .Ф.Стравинский
- "Гори-гори, ясно" упражнение (для дикции и артикуляции)
- Попевка "Ди-ли - динь".
- "Блины" русская народная песня
Методическая литература:
- Программа "Музыка" под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак1-4 кл.,
- Нотная хрестоматия к программе по музыке и методические рекомендации для учителя 1кл, под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак1-4 кл.,
- Учебники "Музыка" 1 кл, под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак.
Оборудование: текстовые плакаты, Компьютер, экран. Стол с русскими народными инструментами.
Словарь: Борис Михайлович Кустодиев, Игорь Фёдорович Стравинский, балаган, ритмический рисунок, "шуршунчики" (по методике Карла Орфа)
Наглядный материал: масленица, чучело, балаган, песни, пляски, Борис Михайлович Кустодиев, Игорь Фёдорович Стравинский. Эмоции лица (физиогномика) в рисунках: бурная радость, грусть, плохое настроение, безразличие, веселье, плохое самочувствие. Игрушка бибабо Петрушка.
Раздаточный материал в лотках на каждого ученика: деревянные палочки , "шуршунчики" , таблица эмоциональных состояний , цветные полоски по 5-6 цветов, солнышко.
Ход урока
1. Организационный момент - вход.
Звучит народная музыка "Полька". Дети входят в класс, с окончанием музыки останавливаются возле своих мест-стульев.
Музыкальное приветствие (Пальчиковая речевая игра)
Учитель:-
Здравствуй, небо голубое! (показывает "небо")
Здравствуй, солнце золотое! (показывает "солнце")
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
не лень. (разводит руки в стороны)
Приветствие: Здравствуй ребята. Здравствуйте учитель.
2. Основная часть.
Звучит русская народная музыка "Плясовая" (на фоне музыки)
Учитель:
Масленица! Масленица!
Едет Масленица дорогая,
Наша гостья годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Учитель на доске помещает большой круг с надписью Масленица Учитель:- Сегодня на уроке мы познакомимся с праздником Масленицей. А может кто-то из вас знает и расскажет нам, что же это за праздник Масленица? Чему посвящен этот праздник?
Ответы детей.(3 ученика)
Учитель:- Масленица или проводы Зимы- один из ярких праздников на Руси.
Масленица - разгульный народный праздник. Давным-давно это был праздник, посвященный богу Солнца - Яриле.
Здравствуй, солнце Красное! (показывает "солнце")
Здравствуй, небо ясное! (показывает "небо")
Видно, Зимушка-Зима
Скоро кончится сама! (разводит руки в стороны)
Праздник Масленица посвящен Проводам зимы и Встрече весны.
Учитель на доске помещает круг с надписью Блины
Самое главное блюдо- это блины. Считалось плохой приметой на столы в Масленицу не подать блины - это значит, год будет неурожайный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда.
Блин - круглый, горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко: Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями.
Учитель: Масленица длилась целую неделю, каждый день в народе имел свое название.
Понедельник - встреча Масленицы.
Учитель: Главный атрибут Масленицы чучело Зимы.
В понедельник, первый день всем селом делали куклу из соломы -чучело Зимы, надевали на неё старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили с почестями по всей округе в санях.. Затем ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Песни, которые поют в день "встречи", отличает жизнерадостный.
С чучелом Зимы веселятся всю неделю.
Учитель на доске помещает круг с надписью Песни
Учитель: четверг - широкая Масленица
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
В этот день устраивались балаганы
Учитель на доске помещает круг с надписью Балаган
Балаган - временное здание или сцена для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Ставили балаганы возле торговых помещения в дни ярмарок и праздников. На "Широкую масленицу" разыгрывали целые представления, в которых участвовали силачи, танцовщицы, музыканты- шарманщики, фокусники, кукольники, скоморохи, Петрушки:
Петрушка на Масленице был самым главным весельчаком.
Учитель на доске помещает круг с надписью Петрушка
Все веселились, плясали.
Учитель на доске помещает круг с надписью Пляски
Учитель на доске помещает круг с надписью Игры
На празднике проводились игрища, соревнования, где призом победителю так же были блины.
Широко праздновали этот день.
Учитель: воскресенье - "прощённый день", проводы Масленицы.
В прощёный день прощались и с Масленицей, устраивали для нее проводы. И это было целое представление.
Учитель: Об этом празднике написаны рассказы, картины музыкальные произведения.
Учитель: русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии. Главным героем балета он сделал ожившую куклу - любимца балаганных спектаклей Петрушку. Балет свой Игорь Федорович Стравинский назвал "Петрушка".
Учитель: Послушайте "Русскую" композитора Игоря Федоровича Стравинского. И определите:
- Какое, настроение вызывает у вас звучащая музыка?
- Что бы вы нарисовали, слушая это произведение?
Звучит "Русская" из балета "Петрушка И.Ф.Стравинского
Учитель: Ни чего не говорите, покажите своё настроение в цвете.
У вас на столах лежат цветные полоски. (поднять руку)
Дети показывают цвет.
Учитель: Почему разноцветье? (музыка звучала по-разному)
Ответы детей
Учитель: У вас на столах лежат таблички, подберите слова, которые помогут вам рассказать о характере музыке. (работа с таблицами) (Приложение 1)
- Как звучала музыка?
Ответы детей
- Какую картину вы бы нарисовали?
Ответы детей
Учитель: Если объеденить все все ваши ответы, то мы увидим картины Бориса Михайловича Кустодиева. Это русский художник он любил этот праздник и написал целую серию картин, посвященную празднику Масленица. Вот одна из них.
Внимательно посмотрите картину, что изображено на картине.
Учитель: Откройте учебник на 64 странице, рассмотрите картины, иллюстрации и расскажите как веселились на Масленицу.
Дети рассматривают картины.
Учитель:
- Что вы видите на картинах?
- В чём сходство этих карти? Что их объеденяет?
Ответы детей: на картинах есть Балаган
Учитель: Картина написаная Борисом Михайловичем Кустодиевым так и называется "Балаган".
Можно сказать, что картины и музыка созвучны по характеру?
Ответы детей - Да
Почему?
Ответы детей - праздник Масленица
Учитель: И Музыка и картины передают настроение праздника Масленица. Заканчивался праздник сжиганием чучела. Сжигая чучело, приговаривали:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
Гори-гори ярче - лето будет жарче.
Вокально-хоровая работа
Работа над дикцией и артикуляцией: "Гори-гори ясно:"
(учитель использует для чёткости ритмические удары палочками)
Учитель: Горит чучело, а народ веселиться, да потешается, блинами угощается. Уффф - горячие блины:
Дыхательное упражнение "Горячие блины".
Учитель показывает ритмический рисунок на припев из песни "Блины"
(I I I I I I I I I I I I I)
Учитель: Возьмите деревянные палочки и отметим вместе ритмический рисунок.
Вместе отмечают ритм
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! (проговорить, потом перейти к пению)
Работа над припевом русской народной песни "Блины"
Учитель: Песня русская народная называется "Блины"
С каким настроением надо петь?
Ответы детей: Радостно-весело-ритмично.
Учитель исполняет куплеты, дети припев, на припев отмечают ритмический рисунок.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица
Ой, блины...
(рефрен)
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть,
(рефрен)
Учитель: Я знаю, что вы все любите рисовать. Нарисуйте дома свои впечатления о празднике Масленица, а музыка Игоря Федоровича Стравинского и картины Борис Михайлович Кустодиев ещё раз напомнят об этом празднике.
Учитель: Слушайте и внимательно смотрите на экран.
Видеозарисовка
Звучит "Русская" из балета "Петрушка" И.Ф.Стравинского
Учитель: А хотите, чтобы в гости к нам пришел Петрушка?
Тогда нужно пропеть такую песенку. Ди-ли-ди-ли-динь. Начало каждой фразы будите петь вы, а я буду петь окончание. Давайте попробуем пропеть.
Дети: Ди-ли-ди-ли-динь
Учитель: Пришёл Петрушка.
Дети: Ди-ли-ди-ли-динь
Учитель: Как весел он.
Учитель: У вас на столах стоят самодельные музыкальные инструменты, называются они "шуршунчики". Внутри "шуршунчиков" крупа, горох и другие сыпучие продукты. На этих инструментах можно играть по-разному.
Учитель показывает способы игры.
Учитель: А сейчас закройте глазки крепко-крепко и представте Петрушку, какой он?
(Учитель обевает на руку Петрушку)
Петрушка-бибабо: А вот и я! Здравствуйте, Здравствуйте :
А что это за песенка вы сейчас пели? Спойте для меня.
Учитель: Ребята, споём Петрушке?
Ответ детей
Учитель: Тогда встали все ровно и взяли "шуршунчики"
Исполняют попевку "Ди-ли - динь".
Дети: Ди-ли-ди-ли-динь
Учитель: Пришёл Петрушка.
Дети: Ди-ли-ди-ли-динь
Учитель: Как весел он.
Дети: Ди-ли-ди-ли-динь
Учитель: Гремит погремушкой
Дети: Ди-ли-ди-ли-динь
Учитель: Бубенчиков трезвон.
Петрушка: А можете, показать мне своё настроение в цвете?
Учитель: Ребята, выберите полоску того цвета какое у вас сейчас настроение.
Петрушка: Замечательно! А выражением лица, сможете показать?
Учитель: Вам нравиться весельчак Петрушка? Покажите своё отношение к нему. Передайте свои эмоции, настроение на лице, выражением лица.
Петрушка: Довольные то, какие все. А что интересного вы мне расскажите?
3. Итог урока.
Учитель: Ребята давайте, Петрушке расскажем, что мы сегодня узнали на уроке?
- О каком празднике вы сегодня узнали на уроке?
- Что является символом этого праздника?
- Как праздновали этот праздник - Масленицу? (обратимся к доске подсказка "Солнце из кругов")
- Какой композитор и художник помогли нам "услышать" и "увидеть" Масленицу?
(Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.)
Совместно с учителем дети делают вывод.
Д/з: Нарисовать картины праздника "Масленица", которые больше всего понравились и запомнились.
Учитель: А ещё Петрушка мы тебе споём русскую народную песню "Блины".
Я буду петь куплены песни, вы припев песни.
В припеве мальчики будут играть на деревянных палочках.
На проигрыш, когда мы не поём, девочки будут играть на "шуршунчиках"
Петрушка выбирает детей, которые будут играть на народных инструментах. (подходит к каждому и выводит за руку)
Во время исполнения следите за мелодией, пропевайте все слова и выдерживайте ритмический рисунок.
Исполнение песни "Блины" русская народная мелодия
Петрушка: Молодцы, мне очень понравилась ваша песня. Покажите свои ладошки. Я всем вам хочу на память подарить символ Масленицы - Солнышко.
Оценка - солнышки.
Петрушка: До свидания, дети!
Дети: До свиданья!
Дети встают и под звуки русской народной мелодии "Плясовая"
(выходят из класса.)