Тип урока: урок повторения и закрепления.
Вид: деловая игра.
Технология: на ситуативной (игровой) основе.
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами.
- Развивать орфографическую зоркость и мышление.
- Воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов.
Задачи:
- Познакомить с наличием в русском языке слов, имеющих удвоенные согласные.
- Обогащение словарного запаса детей словами с удвоенными согласными.
Оборудование: таблички на столе учителя "Главный редактор", на столах: "Отдел писем", "Отдел новостей", "Отдел информации" (Приложение 1); газеты, портрет принцессы Грамматики, дидактический раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 3).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры "Заседание редакционного совета газеты".
Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность работы ваших отделов будет расцениваться по количеству набранных жетонов. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и "зарабатывать" как можно больше жетонов.
II. Проведем разминку - повторение
Каждый отдел получает задание:
- Угадать слова и написать их.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Разделить слова для переноса.
- Поставить ударение.
(ручьи, братья, пальма, полью)
При проверке задания каждый отдел дает ответ на один вопрос.
III. Словарная работа. Орфографическая пятиминутка
Учитель: Нам необходимо подготовить материал для одной из страничек газеты, так как наши читатели с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, сканворды. Расшифруйте слова, написанные на доске, запишите их в свои деловые блокноты.
САКЛС, ИСКУРСЙ, БОТАСУБ, РУПГПА, СРАЗАКС
С одним из этих слов составьте предложение.
IV. Учитель проводит ознакомительную беседу на тему "Пресса. Журналистика. Газета"
Сообщение сотрудника отдела информации.
Слово "газета" пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение "мелкая монета". Появившись в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.
Учитель: Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны были быть разнообразными и интересными. Сейчас каждый отдел составит на заданную тему небольшой рассказ с одним условием: в нем должно быть как можно больше слов на изучаемую орфограмму и не более пяти предложений. Примерные темы: "Наш класс", "Экскурсия в парк", "Субботний день".
V. Физкультминутка
(развитие координации движений, релаксация)
Звучит музыка
Учитель: Прошу всех сотрудников собраться в моем кабинете. Настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:
- читаем;
- использует как веер;
- скручивает в трубку и смотрит, как в подзорную трубу;
- скрученной газетой "бьет мух".
VI. Работа с учебником
Учитель: В редакцию пришло письмо. Я передаю его в отдел писем.
Сотрудник отдела писем зачитывает текст письма: "Чтобы правильно переносить слова с двойными согласными, выполните упражнение № 219".
Принцесса Грамматика
Учитель: У меня был ее портрет. Пока вы будете выполнять упражнение, я его найду и покажу вам.
VII. Закрепление изученного материала
Каждому отделу на листе формата А4 дан текст с ошибками и пропущенными словами (Приложение 2).
Учитель: Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они должны не пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в роли корректоров.
1. Наш класс
Я учусь во втором :. У нас дружный ко:ектив. Мы проводим интересные утре:ики. Ю:аты ухажывают за цвитами. В су:оту наш : ходит в ба:ейн.
2. Осенняя экскурсия
Вчера наш : был на экскурсии. Гру:а ребят собирала осенние лист:я. На уроке ру:кого языка мы составим ра:кас об осини. В кла:ном журнале появятся харошие отметки.
3. Спортивная семья
В нашей сем:е любят спорт. Папа любит хо:ей, мама играет в те:ис. В су:оту мы вместе идем в ба:ейн "Масква". Вечером папа на машыне везет нас дамой.
VIII. Подведение итогов.
Награждение победителей.