Цель урока: ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.
Задачи: Расширить знания об отличиях разных типов текстов, развивать умение видеть изобразительные средства языка, развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого " Лев и собачка"
3. Речевая разминка.
Прочитайте пословицу:
Никакое искусство не достигнет природы.
- по слогам
- с ускорением
- с вопросительной интонацией
- с утвердительной интонацией
Объясните смысл, как вы её понимаете.
4. Введение в тему. Новая тема.
Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.( Демонстрация слайдов с изображением природы)
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:
- Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?( Капля воды или роса)
- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей)
- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст)
"Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями."
А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой ( Рассказ читает учитель)
- К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.( Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)
Учитель на доске вывешивает таблицу: " Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие."
- Какой из этих текстов больше понравился и почему? ( Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)
Словарная работа.
Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова
Алмазы - прозрачные драгоценные камни;
Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
Дети повторно читают текст по "цепочке".
- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.( Да. Автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями: ":росинка эта вкуснее всякого напитка кажется"
- Прочитайте, как автор называет капли росы? ( Алмазы, как шарик светлый)
- С чем сравнивает листок? ( Листок, как бархат, чашечка.)
- Какие изобразительные средства использует автор? ( Сравнения, метафоры)
Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.
- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)
Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.
- Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся? ( После обсуждения дети приходят к выводу, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)
5. Физкультминутка.
6. Продолжение изучения темы.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого " Куда девается вода из моря" (Дети читают самостоятельно)
- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)
- Скажите, автор рассказал нам, как выглядит вода, любуется ли он ею?
- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
- К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)
- Вспомните признаки текста-рассуждения.
На доску вывешивается таблица: "Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так".
- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль)
- Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)
На доску вывешивается таблица: "Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: кто, что, где, когда, как"
7. Обобщение.
- С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)
- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)
8. Самостоятельная работа .
В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет вода.
Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования.
9. Домашнее задание.
Подготовить чтение рассказов Л. Н. Толстого.
Литература.
1. Родная речь. 3 класс. Л. Ф. Климанова.
2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. С. В. Кутявина.
3. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. Л. С. Саломатина.
4. Словарь русского языка. С.И. Ожегов.