Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.

Задачи: Расширить знания об отличиях разных типов текстов, развивать умение видеть изобразительные средства языка, развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого " Лев и собачка"

3. Речевая разминка.

Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы.

- по слогам

- с ускорением

- с вопросительной интонацией

- с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.

4. Введение в тему. Новая тема.

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.( Демонстрация слайдов с изображением природы)

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:

- Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?( Капля воды или роса)

- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей)

- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст)

"Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями."

А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой ( Рассказ читает учитель)

- К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.( Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)

Учитель на доске вывешивает таблицу: " Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие."

- Какой из этих текстов больше понравился и почему? ( Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)

Словарная работа.

Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова

Алмазы - прозрачные драгоценные камни;

Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Дети повторно читают текст по "цепочке".

- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.( Да. Автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями: ":росинка эта вкуснее всякого напитка кажется"

- Прочитайте, как автор называет капли росы? ( Алмазы, как шарик светлый)

- С чем сравнивает листок? ( Листок, как бархат, чашечка.)

- Какие изобразительные средства использует автор? ( Сравнения, метафоры)

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

- Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся? ( После обсуждения дети приходят к выводу, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)

5. Физкультминутка.

6. Продолжение изучения темы.

Чтение рассказа Л. Н. Толстого " Куда девается вода из моря" (Дети читают самостоятельно)

- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

- Скажите, автор рассказал нам, как выглядит вода, любуется ли он ею?

- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

- Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица: "Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так".

- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль)

- Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица: "Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: кто, что, где, когда, как"

7. Обобщение.

- С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)

- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)

8. Самостоятельная работа .

В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет вода.

Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования.

9. Домашнее задание.

Подготовить чтение рассказов Л. Н. Толстого.

Литература.

1. Родная речь. 3 класс. Л. Ф. Климанова.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. С. В. Кутявина.

3. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. Л. С. Саломатина.

4. Словарь русского языка. С.И. Ожегов.