Цели урока:
- углубить ранее изученный материал о движении декабристов;
- оценить историческое значение восстания декабристов;
- развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия;
- развивать навыки работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности.
Основные понятия: династический кризис, присяга, диктатор восстания, временное правительство.
Основные даты: 14 декабря 1825 г. - восстание декабристов на Сенатской площади.
Персоналии: великий князь Константин Павлович, великий князь Николай Павлович, Н.С. Мордвинов, М.А. Милорадович, С.П. Трубецкой, П.Г.Каховский.
Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. - М., 2005; Рабочая тетрадь к учебнику "История России. XIX век. М.,2005"; Школьный атлас по истории России; Портреты декабристов, Александра I, Николая I; Карточки с текстами для групп.
Предварительная подготовка: Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Несколько учащихся получают предварительные задания подготовить краткие сообщения о наиболее известных декабристах.
1 группа
Сообщения учащихся. Учащиеся делают краткие доклады о наиболее известных представителях движения декабристов (см. Приложения 1).
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что многие декабристы были представителями наиболее древних и знатных дворянских родов.
- Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?
2 группа.
Основные программные документы декабристов:
- "Конституция" Н. Муравьева,
- "Русская Правда" П. Пестеля (см. Приложение 2)
- Каковы были основные идеи "Конституции" и "Русской Правды"?
В качестве ответа на вопрос учащимся предлагается заполнить на доске и в тетрадях таблицу:
Взгляды декабристов по основным проблемам | Северное общество "Конституция" | Южное общество "Русская правда" |
Государственное устройство в России | Конституционная монархия, федеративное устройство | Республика, Россия - единое и неделимое государство. |
О собственности и землевладении | Неприкосновенность частной собственности => земли помещиков остаются за ними | Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель. |
Крепостное право и военные поселения | Отмена крепостного права и военных поселений. Крестьяне освобождаются без земли | Отмена крепостного права и военных поселений. |
Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? (Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьева, поскольку он предлагал лишь ограничить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса по проекту Н. Муравьева также предполагало менее радикальные изменения.)
3 группа.
"Следствие, суд, приговор" (см. Приложение 3)
4 группа. Декабристы и Сибирь.
Сообщения учащихся. Учащиеся делают краткие доклады о наиболее известных представителях движения декабристов в Сибири (см. Приложение 4).
Закрепление материала
Работа с готовой таблицей "Организации декабристов" (см. Приложение 5).
Домашнее задание
- ДК-2005, параграф 9 и вопросы 2-4 в конце параграфа.
- Задания и вопросы к документам в конце параграфа.
- Задания к параграф 9 из рабочей тетради.
Примечание: Проверка темы может быть проведена при помощи тестовых заданий (см. Приложение 6).