Обобщение опыта работы классного руководителя + 2 классных часа

Разделы: Классное руководство


Программа воспитания "Вступая в жизнь"

Объяснительная записка

В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовности, важной является роль школы как гаранта гражданского мира и общественной направленности.

По определению Л.И. Новиковой воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Программа воспитания "Вступая в жизнь" и есть первостепенное звено социального организма, которое должно показать детям проблемы общества и пути их разрешения. Эта программа включает в себя шесть блоков:

Блок 1 "Учение"

Цель: оказать помощь в развитии умственных задатков.

Задачи:

  • создать условия для продвижения учащихся в учёбе, интеллектуальном развитии;
  • развивать стремление к успешному завершению общеобразовательной подготовки.

Блок 2 "Общение"

Цель: развивать коммуникативные качества.

Задачи:

  • формировать культуру общения в системе
  • "учитель-ученик",
  • "ученик-ученик",
  • "взрослый-ребёнок";
  • знакомить с традициями и обычаями общения поколений;
  • способствовать развитию коммуникативных качеств личности.

Блок 3 "Досуг"

Цель: создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни.

Задачи:

  • продолжить изучение индивидуальных интересов и потребностей ребят;
  • способствовать формированию нравственных и гражданских качеств через разнообразную творческую деятельность;
  • демонстрировать родителям, учителям достижения ребят;
  • развивать способность ребят реально оценивать свои результаты, быть справедливым.

 Блок 4 "Образ жизни"

Цель: формировать у учащихся понимание смысла человеческого существования.

Задачи:

  • научить осознавать историческое прошлое, настоящее и будущее и свою роль в нем;
  • развивать способности к индивидуальному жизненному выбору.

Блок 5 "Здоровье"

Цель: показать значимость физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • знакомить ребят с опытом поколений по сохранению здоровья;
  • формировать у учащихся культуру сохранения и развития собственного здоровья.

Блок 6 "Семья"

Цель: сблизить интересы родителей, педагогов по формированию личности учащегося.

Задачи:

  • организовывать и проводить активный досуг детей и родителей;
  • продолжать психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций.

Воспитательные модули:

  • Сентябрь - месячник школы
  • Октябрь - месячник здоровья
  • Ноябрь - месячник чистоты и порядка
  • Декабрь - месячник досуга
  • Январь - месячник хороших манер
  • Февраль - месячник военно-патриотического воспитания
  • Март - месячник детского творчества
  • Апрель - месячник экологии
  • Май - месячник встреч и расставаний
  • Июнь - месячник труда и заботы

Организаторы программы:

Педагог-организатор, учителя-предметники, библиотекарь, классный руководитель, работник Дома культуры.

Программа рассчитана на три года - 9, 10, 11 классы.

Условия необходимые для организации программы:

  • финансово-материальная база школы;
  • добровольные взносы родителей;
  • помещения: спортивный зал, библиотека, Дом культуры;
  • компьютер, ксерокс, музыкальный центр, мультимедийная установка.

Прогнозируемый результат:

Реализация программы позволяет способствовать формированию личности выпускника, готовит его к жизни в обществе, к поступлению в ВУЗ.

Методическое обеспечение программы:

  • заседания МО классных руководителей;
  • родительские собрания;
  • методическая литература;
  • разработки мероприятий;
  • методические консультации.

ПЕРВЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

В основу системы положено определение понятия воспитание, выработанное гуманистической педагогикой. В этом случае воспитание рассматривается как создание благоприятных условий для индивидуально-гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения потребностей и полного раскрытия заложенных способностей этого ребенка.

Цель воспитания:

  • Воспитывать интеллектуальную, всесторонне культурную личность, владеющую творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонную к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
  • Решение поставленной цели способствует разработка модели воспитательной системы класса. Модель продумана и обусловлена потребностями жизни, характером окружающего социума.

Главные задачи воспитательной работы являются:

  • научить мыслить (развитие интеллекта)
  • обеспечить получение выпускниками объема научных знаний;
  • способствовать формированию политической и правовой культуры учащихся;
  • выявлять и развивать индивидуальные творческие задатки и способности детей;
  • выработать жизненные ценности, понимание добра и зла, смысла жизни;
  • формировать нравственные ценности: научить любить людей и жизнь, приобщая к общечеловеческим ценностям;
  • развивать духовные и физические возможности личности, прочных основ нравственного и здорового образа жизни.

Основные принципы организации воспитания являются:

Принцип гуманистической направленности - отношение педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на сотрудничестве.

Принцип природосообразности - воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту; формирование у них ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности - воспитание на общечеловеческих ценностях и соотвествии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия - воспитание в коллективах разного типа с целью расширения сферы общения и создание условий для самоопределения, адекватной коммуникации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания - развитие социальной и культурной компетентности личности, свободное самоопределение в обществе.

Итогом воспитательной работы является личность выпускника, формирующегося и развивающегося в условиях классного, школьного и внешкольного пространства, испытывающего постоянное воздействие социума.

Модель личности выпускника предполагает наличие у юношей и девушек определенного уровня знаний, практических навыков и умений, сформированных привычек, что составляет основу базовой культуры личности. (Приложение № 1,2)

ВТОРОЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Ядром воспитательной системы является единство коллективов учителей, учеников, родителей и совета старшеклассников.

Вопросы воспитания регулярно рассматриваются на методических объединениях классных руководителей, родительских лекториях, классных собраниях. Темы для рассмотрения выбираются не стихийно, а исходя из потребностей класса, школы, окружающего социума. Ведётся работа по созданию в классе психологически благоприятного микроклимата.

Успешно решать проблему развития личности школьника можно в процессе взаимодействия классного руководителя и родителей. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

Направления Формы работы
Психолого-педагогическое просвещение родителей родительские собрания

индивидуальные и тематические консультации

общешкольные лектории

Вовлечение родителей в учебно-восспитательный процесс дни творчества детей и родителей

открытые уроки и внеклассные мероприятия

родительское общешкольное патрулирование

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительской комитета

участие родителей класса в работе попечительского совета

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе. Этого можно достичь только при условии тесного сотрудничества.

Важным составляющим элементом воспитательной системы класса является город "Дружный" с необходимыми для этого атрибутами. Ежегодно избирается мэр города, который управляет деятельностью города. Работа классного самоуправления проходит через совет города, который включает в себя следующие службы класса:

  • медицинская служба;
  • библиотечная служба;
  • хозяйственная служба;
  • служба сохранения здоровья;
  • учебная служба;
  • служба озеленения;
  • диджеи;

Регулярно проходят заседания совета города. Помощь в работе оказывают органы самоуправления школы. Все службы стараются принимать активное участие во всех мероприятиях, проводимых в классе и школе.

Органы самоуправления созданы для решения следующих вопросов:

  • участия в жизни школы;
  • организация трудовых дел;
  • оказания помощи "горожанам" и младшим школьникам;
  • коллективный поиск решения, создавшейся проблемы.

Процесс развития ученического самоуправления является истоком формирования у школьников готовности к участию в управлении обществом. (Приложение №3.)

ТРЕТИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ

Составной частью воспитательной системы класса является программа "Вступая в жизнь", в которую входят следующие блоки: "Учение", "Общение", "Досуг", "Образ жизни", "Здоровье", "Семья".

Блок 1 "Учение"

Цель: оказать помощь в развитии умственных задатков.

Задачи:

  • определить круг реальных возможностей ученика;
  • создать условия для продвижения учащихся в учёбе, интеллектуальном развитии;
  • развивать стремление к успешному завершению базовой общеобразовательной подготовки.

Формы работы:

  • посещение уроков классным руководителем, родителями;
  • интеллектуальные марафоны по предметам;
  • открытые уроки, научно-практические конференции;
  • индивидуальные занятия, факультативы;
  • участие в конкурсах "ученик года", школьные, дистанционные, районные олимпиады;
  • день дублёра - самоуправление в классе и школе;
  • день знаний;
  • неделя без двоек;
  • мои пятёрки маме.

Блок 2 "Общение"

Цель: развивать коммуникативные качества.

Задачи:

  • формировать культуру общения в системе
  • "учитель-ученик",
  • "ученик-ученик",
  • "взрослый-ребёнок";
  • знакомить с традициями и обычаями общения поколений;
  • способствовать развитию коммуникативных качеств личности.

Формы работы:

Классные часы:

  • Деньги. Добро или зло?;
  • Грёзы любви;
  • Что такое толерантность?;
  • Дорога, которую мы выбираем:;
  • Своя игра "Это мой край родной";
  • новый год "В некотором царстве:";
  • викторина "Корзина грецких орехов";
  • первоапрельские вытворяшки;
  • неделя юношеской книги;
  • вечер "Этот праздник со слезами на глазах";
  • митинг у памятника;

Блок 3 "Досуг"

Цель: создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни.

Задачи:

  • изучить индивидуальные интересы и потребности ребят;
  • способствовать формированию нравственных и гражданских качеств через разнообразную творческую деятельность;
  • демонстрировать родителям, учителям достижения ребят;
  • развивать способность ребят реально оценивать свои результаты, быть справедливым;
  • использовать активные, нестандартные формы внеклассной работы.

Формы работы:

Классные часы:

  • Нобелевская премия. Кунсткамера. Оружейная палата.
  • Что можно купить за деньги?
  • Поговорим об ответственности.
  • В лесу родилась ёлочка (для младших школьников), об истории возникновения песни.
  • вечера "Посвящение в старшеклассники", "Осенний бал".
  • акция "Найди себя"
  • конкурс "Эх! Добры молодцы!", "Эх! Красны девицы!"
  • КВН между учениками и учителями;
  • новогодний карнавал (организация и проведение).

Блок 4 "Образ жизни"

Цель: обучить пониманию смысла человеческого существования.

Задачи:

  • формировать у учащихся понятия человека - как существа разумного;
  • научить осознавать историческое прошлое и будущее и свою роль в нем;
  • развивать способности к индивидуальному жизненному выбору.

Формы работы:

  • экскурсия в краеведческий музей села Черняево;
  • классные часы "Приамурье моё...",
  • "История земли амурской",
  • "Турнир знатоков этикета",
  • " Жить сегодня, чтобы иметь шансы выжить завтра", "Моя дорога к себе и другим";
  • праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям;
  • праздники - шоу:
    • "Женитьба Деда Мороза", "Осенний поцелуй",
    • заседание клуба "Образ жизни";
    • беседы для юношей и девушек "Женский и мужской разговор";
    • акция "Чтобы старость была в радость";
    • выставка "Мастеровые руки не знают скуки"";
    • трудовые десанты.

Блок 5 "Здоровье"

Цель: показать значимость физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • знакомить ребят с опытом поколений по сохранению здоровья;
  • формировать у учащихся культуру сохранения и развития собственного здоровья.

Формы работы:

  • спортивные соревнования;
  • встреча со спортсменами, учащимися физкультурного техникума и университета;
  • праздник песни и строя;
  • дни здоровья;
  • одно- и многодневные походы;
  • классные часы: "Вредные привычки",
  • "Спорт и олимпиада",
  • "Спорт в моей жизни";
  • учет спортивных достижений;
  • встречи с медицинскими работниками (1 раз в год медосмотр);
  • посещение кружка ОФП.

Блок 6 "Семья"

Цель: сблизить интересы родителей, педагогов по формированию личности учащегося.

Задачи:

  • организовывать и проводить досуг детей и родителей;
  • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей";
  • создавать благоприятную атмосферу общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций.

Формы работы:

тематические классные часы:

  • "Откуда начинается мой род",
  • "Моя семья в фотографиях",
  • "Памятные даты моей семьи";
  • праздники: "Откуда так много повсюду тепла",
  • беседы с детьми и родителями;
  • походы выходного дня;
  • интеллектуальный марафон для родителей и детей;
  • общешкольный праздник "Я могу всё!".
  • Классная книга "Я и моя семья"
  • Внеурочная жизнь класса достаточно содержательна и интересна. (Приложение №4.)
  • Портфолио класса (Приложение №5.)

 ЧЕТВЁРТЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - СОЦИАЛЬНАЯ И ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Большую роль в учебно-воспитательном процессе играют школьная и сельская библиотеки. Здесь проводятся библиотечные уроки, неделя юношеской книги, читательские конференции, целью которых являются приобщение учащихся к систематическому чтению, умению использовать научно-популярную, общественно-политическую справочную литературу, периодические издания.

Другим направлением в работе является вовлечение ребят во внеурочную работу по предметам и по интересам. В школе организована работа кружков: "Горизонт" (туристско-краеведческое направление), "ОФП" (общая физическая подготовка). Эти кружки посещают все ребята класса.

Особое внимание педагоги дополнительного образования уделяют воспитательному направлению работы с ребятами во взаимодействии с социальной средой. Кружковцы "ОФП" неоднократно выезжали на товарищеские встречи, являются активными участниками районных и областных соревнований по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, ориентированию, шахматам.

Одним из видов системообразующей деятельности является краеведческая работа, которой занимаются ребята кружка "Горизонт". Совершая туристические походы, экспедиции по родному краю такие как: "Арбинская писаница", "Кислое озеро",

"Золотодобывающие артели", "Минеральный источник - Гонжа"; экскурсии в музей села Черняево, Зейская ГЭС, музей локомотивного депо п. Магдагачи.

Педагоги вместе с ребятами и их родителями собирают богатый краеведческий материал, который вызывает интерес к дальнейшей поисковой деятельности.

Работники дома культуры привлекают ребят для проведения культурно-массовых праздничных мероприятий. Ребята и их родители с удовольствием оказывают им помощь.

Медицинское обслуживание и просвещение осуществляется фельдшером сельской больницы.

Определенное место в организации досуга отводится трудовой занятости: действуют ремонтные бригады в школе, в классе, трудятся ребята и на огородах, выращивая картофель. Кроме этого успешно ведется трудовое обучение - юноши имеют возможность получить профессию машиниста-тракториста, девушки секретаря-машинистки.

ПЯТЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Педагогический коллектив школы ориентирован на выбор различных форм работы, предусматривающих трудовую активность учащихся во всех сферах школьной жизни и социума.

Учебно-воспитательный процесс в классе, и целом в школе, организован так, чтобы труд стал осмысленным, интересным для ребят, стимулировал их творческие способности. И вместе с тем труд учеников стал одним из источников укрепления финансово и материально-технического состояния класса и школы: собирают и сдают металлолом, продают, выращенный на огороде картофель, проводят лотерею на праздники, платный новогодний маскарад, на школьных вечерах работает кафе. Юноши и девушки помогают односельчанам в оказании бытовых услуг (расколка и укладка дров).

Традиционными стали трудовые акции, экологические операции по благоустройству посёлка, подготовке школы к новому учебному году. В этом направлении работа ведётся в тесном контакте с администрацией посёлка и районным центром занятости населения.

ШЕСТОЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Педагогическая диагностика - деятельность педагогического процесса, отдельных школьников и учителей, ученического и учительского коллективов, родителей в целях сотрудничества с ними и управление этим процессом. Без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития и саморазвития личности учащихся.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:

  • диагностические исследования уровня нравственной воспитанности учеников;
  • оценка физического роста и физической подготовленности учащихся;
  • изучение мотивации учения (Народное образование №8 2001);
  • анкетирование "жизнь класса глазами учеников";
  • анкетирование "воспитательная работа в классе глазами родителей".

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся, сформированности классного коллектива, удовлетворённости родителей качеством обучения, организацией воспитательной работы.

Предлагаемый пакет диагностик составлен на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой "Справочная книга школьного психолога", методических рекомендаций под редакцией Е.Н. Степанова "Воспитательный процесс изучение эффективности" (Приложение №6.)

Приложение