"Здравствуйте, пернатые!" 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 1


Цели:

  • актуализировать знания детей о перелетных птицах;
  • способствовать самореализации детей;
  • развивать познавательную активность.

Оборудование:

  • изображения перелетных птиц (приложение 1);
  • работы детей;
  • жетоны с изображением вороны и совы (приложение 2);
  • пазлы скворечника (приложение 3);
  • карточки с заданиями (кроссворд, ребусы);
  • запись голосов птиц.

Приложение 1–3

Перед занятием проводится жеребьевка. Дети выбирают жетон с изображением совы или вороны: таким образом, формируются две команды. Они занимают места в зале.

Ход занятия

Сценка:

Роли исполняют заранее подготовленные дети.

Действующие лица: Автор, Сорока, Ворона, Дятел, Зяблик.

Автор. Встретились однажды Сорока и Ворона.

На сцене появляются Сорока и Ворона.

Сорока. Куда летишь, Ворона?

Ворона. Хочу гнездо на новом месте обустроить.

Сорока. Тебе же хорошо было на старой сосне.

Ворона. Да я там нагрязнила.

Сорока. А привычку грязнить с собой несешь?

Ворона. Несу с собой...

Сорока. Ну, ты и на новом месте не уживешься!

Сорока и Ворона уходят. На сцене появляются Дятел и Зяблик.

Дятел. Здравствуй, Зяблик старый!

Зяблик. Здравствуй, Дятел молодой!

Дятел. А ты как узнал, что я молодой?

Зяблик. Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу - у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый?

Дятел. По носу! Нос-то у тебя голубой, а у молодых зябликов - коричневый!

Герои сценки уходят за кулисы.

Ведущий. Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.) Да, говорить мы с вами будем о птицах. Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, все равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней - яркое теплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы - перелетные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров - так домой спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях - отдыхают!

Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес.

(Звучит запись голосов птиц. Релаксация.)

- Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы радуются первому теплу, солнышку.

- А теперь давайте поиграем. Я буду предлагать командам задания. По итогам каждого конкурсу победившая команда будет получать бумажную деталь скворечника. Какая команда быстрее соберет свой скворечник, та и победит. Итак, начинаем!

Конкурс “Загадочный”

Ведущий. Этот конкурс проведут наши гости - птицы.

Ведущий и дети в костюмах (масках) птиц загадывают командам загадки. Отвечает команда, участник которой первым поднимет руку. Если команда дает неверный ответ, могут ответить соперники. Деталь скворечника получает команда, давшая больше правильных ответов.

Ласточка. Словно вихрь я летаю -
Аж, захватывает дух!
Мошек на лету хватаю,
Очищаю воздух!

Ведущий (о трясогузке).

Эта птица в огороде,
На пружинках будто, ходит.
Вся изящна и стройна,
В темной шапке голова!

Трясогузка (продолжает).

Очень ловко вправо, влево
Я шныряю то и дело.
Достаю из-под комков
И жуков, и червяков.
И никто не скроется
От такой работницы!

Оляпка.

А я птичка-водолаз,
Удивляю этим вас.
По дну речки я хожу,
Много корма нахожу.

Ведущий (продолжая про оляпку).

Эта птичка осторожна,
Подойти к ней невозможно.
Чуть звук какой-то раздается,
Птичка тотчас окунется.

Поползень.

Хожу я ловко по стволам:
Вверх и вниз, и тут и там,
Как настоящий акробат.
Чищу все стволы подряд.

Сова.

Ну а я, не зная сна,
Ловлю мышек допоздна.
Даже шорох легкий слышу -
Не уйти, пожалуй, мышке!

Ведущий.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач.)

Дятел.

Я по дереву стучу.
Червячка добыть хочу:
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

Ведущий.

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья-белобока,
А зовут ее... (сорока).

Кукушка.

Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы вам считает.

Жюри подводит итоги конкурса, вручая победившей команде деталь скворечника.

Конкурс “Кроссворд”

Ведущий раздает командам одинаковые карточки с кроссвордом. Победит команда, которая первой правильно заполнит все клетки кроссворда.

Вопросы:

1. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (Цапля.)

2. Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел.)

3. Эта птичка -
Птичка-невеличка,
Желтенький жилетик,
Синенький беретик. (Синица.)

4. На шесте - дворец,
Во дворце - певец. (Скворец.)

5. Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова.)

Если кроссворд разгадан верно, то в выделенных клетках можно прочесть слово “птица”.

Жюри подводит итоги конкурса, вручая победившей команде деталь скворечника.

Конкурс “Поменяй букву”

Ведущий раздает командам одинаковые карточки со словами. Задание - заменить в словах по одной букве так, чтобы получились названия птиц.

Задание:

  • шляпка (оляпка);
  • палка (галка);
  • корона (ворона);
  • капля (цапля);
  • врач (грач).

Жюри подводит итоги конкурса, вручая победившей команде деталь скворечника.

Физкультминутка или музыкальная пауза.

Конкурс “Шифровка”

Задание - расшифровать ребусы.

Ведущий. Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали, то Ответы: стриж, зяблик, ворона, дятел.

Жюри подводит итоги конкурса, вручая победившей команде деталь скворечника.

Ведущий. Птицы получили свое название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? (Ответы детей.) Конечно, кукушка своим криком “ку-ку” сама подсказала людям свое имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское: у чехов - “кукачка”, у болгар - “кукувица”, у немцев - “ку-кук”, у испанцев - “куко”. Все эти народы обратили внимание на один и тот же признак - крик птицы.

А как вы думаете, почему птицу назвали пищухой? (Ответы детей.) Птичка эта издает тонкий писк, поэтому ее и прозвали пищухой.

С раннего детства мамы играют со своими малышами в “сороку-белобоку”. А почему птица получила такое название? (Ответы детей.) Голова, крылья и хвост птицы - черные, а вот по бокам перышки белые. Поэтому и назвали люди ее сорокой-белобокой. Очень нарядна сорока, но славится своим неуживчивым характером - кричит, ссорится.

А вот самая распространенная птица наших мест - воробей - очень любит семечки, зерно, ягоды. Целые воробьиные стаи собираются в местах, где идет переработка зерна, не подозревая, что это вовсе не для них припасено. Вот и кричали люди с давних пор, прогоняя непрошеных гостей: “Вора бей! Вора бей!” Отсюда и название. А какая птица имеет похожее название? (Ответы детей.) Да, не очень-то повезло вороне и воробью с именами, но можно ли их считать ворами? Почему? (Ответы детей.) За горсточку зерна, похищенную у людей, эти птицы отблагодарят летом, спасая урожай от вредных насекомых.

Конкурс “Задачи на смекалку”

Задача первой команде: “Две вороны”.

На берегу сидели две вороны и смотрели: одна - на юг, другая - на север.

  • У тебя, - говорит одна, - лапки в грязи.
  • А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.

Как же так: смотрят в разные стороны света, а друг друга видят? (Вороны смотрели друг на друга.)

Задача второй команде: “Сколько голубей?”

На дереве сидели пять голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные - улетели.)

Жюри подводит итоги конкурса, вручая победившей команде деталь скворечника. Подведение итогов всего занятия.

Награждение

Творческая работа - аппликация “Скворечник”. Команды наклеивают детали скворечника на картон.

Ведущий. Отлично, ребята! У обеих команд скворечники готовы. А смогут ли скворцы жить в таких скворечниках? Конечно, нет. Сейчас вы научились строить скворечники из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом постройте настоящий. Спасибо всем за работу. Вы молодцы! Скажите каждый себе: “Я - молодец: я старался, я думал, я делал открытия!”.

Использованная литература

  1. Кирсанова Т. А. Птичьи имена // Начальная школа. 2001. № 1.
  2. Синицына Е. Умные пальчики. - М., 1998.
  3. Булатов М. Тридцать три пирога. - М., 1988.