Цель урока: создание условий по ознакомлению учащихся с задержкой психического развития с жизнью детей в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Формировать у школьников патриотическую позицию.
- Познакомить учащихся с документальной и художественной информацией о тяжелой жизни детей в довоенный период и годы Великой Отечественной войны.
- Пробудить в душе ребенка любовь к Родине.
- Развивать устную повествовательную речь.
Оборудование:
- Презентация
- Фотографии детей военных лет
- Грамзаписи А.Александров "Священная война", Симфония С.Прокофьев, Д.Тухманов "Марш Победы".
Форма: классный час.
Ход занятия
Слайд 1
Учитель.
Ребята, 9 мая наша страна отмечает праздник Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен этой дате. Мы поговорим о детях, которые родились в период 1928-1945 годы, о их жизни в тот период.
Слайд 2
Ученик.
"Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь - и взмыли
Вражьи летчики за тучи
Слайд 3
Учитель.
(звучит музыка А.Александрова "Священная война")
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово - война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"- так называют сегодняшних 59-76-летних людей.
Слайд 4
(Звучит Симфония С.Прокофьева)
Ученик.
ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Опустели цеха ленинградских заводов. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать.
Письмо четырнадцатилетнего мальчика отцу на фронт
"Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины.
Дорогой папа! Я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет, и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!
Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков".
Учитель.
Раненую девочку зовут Женя. Когда началась война, ей было четыре года. В дом, где она жила, ударил снаряд и разорвался. Девочку засыпало. Много часов искали Женю сапёры. Её нашли под грудой обломков. Женя была без сознания. Её отправили в больницу, и там врачи увидели, что у четырёхлетней девочки от страха поседели волосы.
Надо было скорее спасать детей.
Их увозили далеко от фронта, где не было воздушных тревог и не рвались фашистские снаряды.
Слайд 5
Таня Савичева жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по Дороге Жизни на "Большую землю". Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения.
Слайд 6
Учитель.
ДЕТИ, СРАЖАВШИЕСЯ НА ФРОНТАХ И В ТЫЛУ ВРАГА - "ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ"
Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые "сыновья и дочери полков" - известна одноимённая повесть Валентина Катаева, прототипом героя которой послужил 11-летний Исаак Раков). Пионеры становились юнгами на военных кораблях.
Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13-14 лет).
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькая детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями.
Слайд 7-8
Учитель.
ДЕТИ ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В нашей школе работали и работают педагоги, которые в период Великой Отечественной войны были детьми вашего возраста. Вот их воспоминания.
Ученик.
Чеснокова Раиса Трифоновна. Она вспоминает.
Ученик зачитывает с кадра.
Слайд 9
Ученик.
Цуканова Валентина Петровна
Ученик зачитывает с кадра
Слайд 10
Учитель.
ДЕТИ - УЗНИКИ ФАШИСТСКИХ КОНЦЛАГЕРЕЙ
Легионеры фашизма отняли детство у советских детей. Детство закончилось в ту минуту, когда переполненные подростками эшелоны уходили в ночь на Запад...
Пережив ужасы концлагерей, бывшие узники, как правило, не любят вспоминать об этом - слишком тяжело бередить старые раны.
Фашисты отняли детство у советских детей. Детство закончилось в ту минуту, когда переполненные подростками эшелоны уходили в ночь на Запад...
Ученик.
Не покупай мне, милый, розы.
Ты должен помнить, что они
В душе рождают только слёзы,
Как вспомнишь лагерные дни.
Мне их шипы - ты знаешь лучше -
Напоминают до сих пор
Ряды натянутых колючек,
На нас глядевшие в упор.
За ними простиралась воля
В своей немыслимой красе:
Ты принеси мне лучше с поля
Букетик в солнце и в росе".
Слайд 11
Учитель.
ДЕТИ ДАЛЁКОГО ТЫЛА
Это те дети, которые жили далеко от линии фронта, но они также чувствовали все тяготы военного времени.
Ученик.
Учительница начальных классов Исмагилова Нина Алексеевна вспоминает.
Ученик зачитывает с кадра.
Слайд 12-13
Ученик.
А Румянцева Зоя Михайловна написала стихи о тех годах.
Мы родились перед войной.
И наше детство грозовое
Не знало радости, покоя.
Мы не обижены судьбой.
Пусть мы не слышали разрывов и бомбёжек
Далеко от Урала шла война.
Но репродуктора-тарелку
Мы слушали дыханье затая.
У каждого на фронте кто-то был
Отец иль брат, сестра иль мать.
Увидев почтальона, к нему бежали
И треугольником письмо знакомым выбирали.
Поэтому и темы для игры
Сюжеты той большой войны.
Мы рисовали танки, самолёты,
Отца, стрелявшего из пулемёта.
Потом "катюши" стали рисовать.
И падали слезинки на ладошку,
Когда рыдала мать над похоронкой.
Нам хлеба маленький кусочек
Давали в школе пожевать.
Мы ели очень осторожно,
Чтоб даже крошек не терять.
С концертом в госпиталь ходили.
Нас раненые ждали и любили.
И угощали, у кого что было
А сердце неустанно ныло.
Тепло своих сердец мы им передавали,
Чтоб раны их скорее заживали.
И вот четвёртая весна
Победу наконец-то принесла.
Незабываемый голос Левитана
По радио победу объявил.
Слайд 14
Для Хошенко Геннадия Петровича День Победы был самым памятным днем.
9 мая у нас стояла хорошая теплая и солнечная погода, когда Левитан объявил по радио о победе советского народа над фашистами (объявление мы услышали примерно в обеденное время). Все жители, мал и стар выбегали из домов на улицу со слезами радости, поздравляли друг друга, обнимались, целовались. Радости не было конца.
Слайд 15-16
ОНИ РОДИЛИСЬ В 1941 ГОДУ
Борисова Полина Дмитриевна, Митюнина Светлана Михайловна, Тукмачев Виталий Федорович - они родились в 1941 году. И когда закончилась война им исполнилось 4-5 лет.
Слайд 17
ДЕТСТВО ПОГЛОТИЛА ВОЙНА, ЮНОСТЬ - ПОСЛЕВОЕННАЯ РАЗРУХА И ГОЛОД
Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
Слайд 18
(звучит Д.Тухманов "Марш Победы")
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!..