Цель: обработать умение проверять слова с безударными гласными в корне.
Ход урока
I. Орг.момент.
- Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании слов с безударными гласными.
II. Чистописание.
- Отгадайте загадку.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплый весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима.)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатала.
(Зима.)
- Правильно, это зима.
- Назовите первый звук в слове зима.
- Какой буквой он обозначается.
- Дайте характеристику этому звуку.
- Сегодня на уроке мы будем работать над строчной буквой З,з.
- Спишите, продолжите закономерность
Зз Ззз Зззз
III. Повторение:
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальная работа.
- Мы в начале урока с вами отгадывали загадки о зимушке, а теперь поработаем над текстом о зиме в лесу.
Кругом сугробы. Но ёлка ст..ят прямо, сильные :ловые лапы держат снег. Берёзка согнулась под тяж..стью снега. Человек взял палку, ударил по веткам. С в..ршины св..лилась шапка снега. Берёзка выпр..милась, подняла голову. Это ходит по лесу со своей в..лшебной палкой п..сатель Михаил Михайлович Пришвин.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Выпишите словосочетания, в которых есть слова с гласной, написание которой можно проверить ударением.
3. Индивидуальная работа.
1)
Двор - дворник, дворняшка, дворовый (пёс).
Гроз - гроза, грозный, грозить, грозовой.
Голод - голодный, голодать, голодовка, голодание.
Вред - вредитель, вредить, вредный, повреждение.
2)
- Измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударный.
- Запишите. Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните гласные.
Часы- час, мосты - ::, трава -:., листы - :.., блины -::, леса -::, дожди -:.., снега -:.., следы -::
3)
- Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корень.
- Подчеркните ударные и безударные звуки.
- Поставьте знак ударения.
Ходьба - ходит
Голубка -:..
Варенье- :.
Гроза -::
Моряк -:.
Светлячок -:.
IV. Работа по теме урока.
- А сейчас нам нужно распределить и записать слова в пять столбиков в зависимости от того, какую гласную букву ты поставишь в корне.
Л..ства, ш..лить, т..мнота, т..рава, ж..леть, сп..ртивный, лаг..рь, б..да, п..тачок, с..ринка, л..нивый, м..рской, дл..на, в..зание, т..шина, м:сного.
е и а о я
Физминутка
- В начале урока мы с вами выполняли задания, где нужно было выписать словосочетания, в которых есть слова с гласной, написание которой можно проверить ударением. А сейчас, мы понаблюдаем за словами, которые нужно проверять по словарю.
- Вставь пропущенные буквы.
- Подчеркни в словах те гласные, написание которых мы будем проверять по словарю.
За ..кном кружились белые сн..жинки. Дна их них упала на край цв..точного ящика. Она стала быстро расти. И вот перед Каем ст..яла осл..пительная кр..савица. У неё был плащ из миллионов св..ркающих сн..жинок, а вся одежда из блестящего г..лубого льда. Глаза с..яли, как звёзды. Взгляд еёё был х..лодным и т..ж..лым.
(По Г.Х. Андерсену)
V. Итог урока.
- Как можно проверить слова с безударными гласными в корне слова.
- Д/З. подобрать слова с корнем - зим и - кат.