Цели: познакомить учащихся со стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выражать своё отношение к происходящему, видеть развитие действия, поступки образов; прививать любовь к русской поэзии; развивать речь, речевое творчество.
Оборудование: учебник "Литературное чтение" (составители М.В.Голова- нова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова), картины природы с изображением гор, творческие тетради, листы бумаги, краски, кисточки, толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Позвал он детей на урок.
Друг на друга посмотрели
И за парты тихо сели.
II. Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко; прохлопайте ритм.
- О чём скороговорка?
- Какие слова надо выделить?
Это должны быть самые важные слова.
- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
III. Введение в тему. Работа с картинами природы "Горы".
(дети рассматривают картины с изображением гор)
- О чём вы думаете, рассматривая горы?
- Покажите словами величие гор.
IV. Сообщение темы и целей урока.
V. Подготовка к восприятию нового произведения.
Словарная работа - толкование слова утёс. (ответы детей)
(дать значение слова, используя толковый словарь)
VI. Первичное знакомство с произведением.
Чтение учителем стихотворения (даётся целостное представление стихот-ворения).
- Ваши впечатления от прочитанного?
- Какие образы запомнились вам?
VII. Физкультминутка.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
VIII. Повторное чтение произведения и анализ содержания, выявление идейного смысла и художественных особенностей произведения.
Чтение стихотворения учащимися.
Чтение первой строки.
- Какой первый образ вам представился и какое слово в этой строке помогает нам его представить?
- Запишем в тетради слово тучка, обозначим его кружком и под ним напишем слово золотая.
Скажите, а если бы автор назвал её тучей, изменились ли бы наши представления о ней?
Чтение второй строки.
- Какой образ появляется далее в тексте, какое автор подобрал к нему рисующее слово?
- Запишем в тетради слово утёс, обозначим его кружком и под ним напишем слово великан.
Чтение третьей и четвёртой строки.
- Какими словами поэт рисует движение тучки?
(запись слов в тетради под словом тучка - умчалась, весело играя)
- Какими другими словами можно передать движение тучки по небу?
- Как вы думаете, изменится ли от этого картина, которую мы представляем?
Чтение второго четверостишия учащимися.
- Какой образ рисует в этих строках автор?
- Какими словами?
(дети словами должны представить утёс)
- Кто может доказать правильность своего видения словами из текста?
(влажный след, старый, одиноко он стоит, тихо плачет он в пустыне)
Словарная работа - толкование слова пустыня. (ответы детей)
(дать значение слова, используя толковый словарь)
- Может ли действие происходить в пустыне?
- Почему поэт использовал это слово в стихотворении?
Анализ записей в тетради.
IX. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйтесь.
Влево тоже наклоняйтесь.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.
X. Творческая работа.
Словесное рисование.
Групповая работа:
- 1 группа - рисует первое четверостишие.
- 2 группа - рисует второе четверостишие.
Анализ работ.
Дети подтверждают рисунки отрывками из стихотворения.
XI. Обобщающая беседа.
- Зачем Лермонтов рассказал эту историю?
- Что нужно делать, чтобы люди не были одинокими и несчастными?
XII. Домашнее задание.
- Быть внимательными и заботливыми к окружающим!
- Любить людей так, как вы любите сами себя!
- Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова "Утёс".