Цели урока:
Образовательные цели: повторение и проверка знаний учащихся по теме “Диаграммы и графики. Типы и виды диаграмм.”; формирование знаний у учащихся по теме “Этапы построения диаграммы”; закрепление полученных знаний при выполнении заданий, представленных на карточках.
Развивающие цели: развитие познавательного интереса, активности учащихся, умения применять учебную информацию в практических ситуациях.
Воспитательные цели: способствовать воспитанию интереса к предмету, внимательности, умения работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование урока: компьютеры, видеопроектор, экран, презентация “Жизнь”, доска, раздаточный материал – памятка (для каждого ученика), задания в электронном виде.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Актуализация опорных знаний (10 мин).
- Тестовая работа (4 мин).
- Изучение нового материала (15 мин).
- Выполнение практической работы на компьютере (6 мин).
- Подведение итогов урока (оценочный этап) (9 мин).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка учащихся по списку. | Приветствие учителя. Сдача рапорта. |
II. Актуализация опорных знаний | Рассказывает о ценности жизни, о разрушительном действии курения на организм человека. Постепенно подводит учащихся к теме, изученной на прошлом уроке. – Сегодня наш урок мы с вами начнем несколько необычно, с вопроса: “Что дается человеку один лишь раз?” Именно про нее в своей цитате говорит Чехов А. П., русский писатель (Приложение 1, слайд 1). – Да, это жизнь. Радуйтесь жизни, цените и любите свою жизнь (слайды 2-5). По второму разу жизнь прожить невозможно. – Как сказал австрийский ученый, врач и писатель Эрнст Фейхтерслебен: “Весь секрет продления жизни состоит в том, чтобы не укорачивать ее” (слайд 6). Но мы, несмотря на всю ценность жизни, стараемся ее не только укоротить, но и даже разрушить (слайд 7). Человек не всегда обращает внимание на свое здоровье, хотя прекрасно знает, что физическое и психическое здоровье способствуют продлению жизни. – Как же человек губит свое здоровье, а в итоге и жизнь? – Конечно, именно, курение, алкоголь, наркомания и т.д. губят человека и физически и психологически. Сегодня же мы поговорим о курении. Я вам приведу несколько фактов, цифр, а зачем, об этом узнаете немного позже (слайд 8). – Курение уменьшает продолжительность жизни не только человека курящего, но и людей, которые его окружают, все вы знаете про понятие “пассивное курение” (слайд 9). – Ведь горящая сигарета выпускает большое количество различных химических веществ, которые впоследствии оказываются в организме человека и с каждой выкуренной сигаретой, с каждым вдыханием табачного дыма только накапливаются (слайд 10). – Какие же вещества находятся в табачном дыме? Это можно увидеть на схеме, которую я вам приведу для примера (слайд 11), хотя здесь только несколько веществ. Но, даже, достаточного и этого. Для того, чтобы вы увидели последствия от курения, можно сравнить картинки на которых нарисованы легкие курящего и некурящего человека (слайд 12). Легкие курящего человека постепенно превращаются в куски гниющего мяса. – Служба Gallup определила, в каких странах мира больше всего курят. Опрос был проведен в нескольких десятках государств на всех континентах. Совершеннолетних жителей этих стран просили ответить на вопрос: “Курили ли Вы в течение последней недели?”. Цифры, которые были получены этой службой, представлены в таблице (слайд 13). Вы видите, что Россия занимает одно из первых мест по количеству курящего населения. – А теперь, давайте, сравним все эти страны по количеству курящего населения. Т.е. мы должны наглядно графически представить числовые данные, указанные в таблице, с помощью … (слайд 14). – Да, именно, диаграмма служит для наглядного графического представления числовых данных. На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием диаграммы, дали определение, посмотрели какие виды и типы диаграмм существуют. Сейчас мы проведем небольшую тестовую работу для проверки тех знаний, которые вы получили. Тестовая работа будет состоять из 10 вопросов, с каждому вопросу даны 3 варианта ответа. Ваша задача выбрать тот вариант, который вы считаете правильным. На это вам отведено 4 минуты. | Слушают учителя. Отвечают на заданные вопросы. Вступают в беседу по вопросу губительных для жизни человека факторов курения. |
III. Тестовая работа | Раздает листы с тестовой работой (Приложение 2). | Выполняют тестовую работу. |
IV. Изучение нового материала | Объявляет тему урока. Ставит цели урока. Объясняет новый материал, подробно и последовательно. – Сейчас, на уроке, мы познакомимся с этапами построения диаграммы (слайд 15). Т.е., последовательно, шаг за шагом рассмотрим, как необходимо правильно строить диаграмму. Построим простую гистограмму, используя данные таблицы, в которой указаны проценты курящего населения различных стран мира. Используя слайды 16-22, учитель рассказывает о тех шагах, которые необходимо выполнить для построения диаграммы. – Вот мы и получили диаграмму, использовав данные таблицы (слайд 22). Вы видите, что здесь наглядно представлены все страны, и легко провести сравнение между различными величинами, что нам и требуется. | Внимательно слушают учителя. |
V. Практическая работа (работа на компьютере) | – Теперь, думаю, вы сможете выполнить сами практическую работу (Приложение 3), т.е. построить диаграмму самостоятельно по тем числовым данным, которые я вам предоставлю (слайд 23). Как вы, наверное, помните было проведено мной тестирование, где были заданы несколько вопросов, один из которых: “Курите ли Вы?”. На данный вопрос было предложено 4 ответа. Такое тестирование, кроме вашего класса было проведено в 9б и 10а классах. После обработки полученных результатов, я ввел данные в таблицу (слайд 24), по которым и будет строиться диаграмма, и мы сравним данные по трем классам. – Вы строите диаграмму последовательно, по тем шагам, что я вам объяснил (Приложение 4). После выполнения детьми практической работы сравниваются их результаты работы с результатом работы учителя (слайд 25, 26). | Выполняют на компьютере практическую работу. |
V. Подведение итогов и выставление оценок по результатам проделанной работы. | Подводится итог урока. Учащимся приводятся примеры заболеваний, которым способствует курение, а так же процент смертности от курения. Идет сравнение курящих в 9-10 классах и в среднем по России. – Вот так, с помощью табличного процессора Excel можно сравнить различные величины. Мы с вами провели сравнение между 9-10 классами, сколько человек курит, сколько пробовало и продолжает курить. Т.е. с помощью диаграммы очень легко провести сравнение любых величин. – Помните, что курение причина различных заболеваний, которые могут привести к смертельному исходу (слайды 27, 28). Поэтому если вы не курите, то цените и сохраняете свою жизнь. – Посмотрите на показатели курения среди 9-10 классов по сравнению со средним показателем по России (слайд 29). – Хочется привести слова Оноре де Бальзака, английского писателя: “Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации” (слайд 30). Так давайте, приложим все силы, чтобы этого не произошло. – Сегодня мы познакомились с этапами построения диаграмм. Давайте повторим еще раз последовательность шагов необходимых при построении диаграммы. Выставляются оценки в журнал по итогам тестовой и практической работы. | Ученики сравнивают показатели курящих
учащихся со средним показателем по России. Учащиеся подают дневник для выставления оценки. |