Программное содержание: Учить распознавать эмоциональные переживания И.Грабаря, и композиторов А.Вивальди, П.Чайковского посредством репродукций картин “Февральская лазурь”, “Белая зима. Грачиные гнезда”, музыкальных произведений “Зима”, “Зимнее утро”; аргументировать и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, эстетические чувства, эмоции, переживания. Совершенствовать умения детей в создании своей картины, творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, используя выразительные средства, нетрадиционный материал. Закрепить знания детей о жанрах живописи. Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению.
Материал: компьютер, диск с записью музыкальных фрагментов из пьес А.Вивальди “Зима”, П. Чайковского “Зимнее утро”, музыкальный центр, репродукции картин И.Грабаря “Февральская лазурь”, “Белая зима. Грачиные гнезда”, альбомные листы с фоном, гуашь, гелевые блестки, мольберт, выставка для детских работ, “Палитра настроения”.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин И.Грабаря “Февральская лазурь”, “Белая зима. Грачиные гнезда”, прослушивание музыкальных произведений композиторов А.Вивальди, П.Чайковоского, чтение сказок.
Ход занятия
В.: – Ребята, мы сегодня продолжим работу в центре “Юный художник”. Наша “Палитра настроения” вместе с нами. По цветам палитры, я вижу, какое у вас настроение.
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о портретах.
- Кто мне напомнит, что такое портрет? Д.: – Портрет – это жанр живописи.
В.: – Кто рисует портрет?
Д.: – Портреты рисуют художники.
В.: – Кого изображает художник на портретах?
Ответы детей.
В.: – Сегодня мы поговорим о необычном портрете. Ответьте мне, пожалуйста, кто сейчас хозяйка
Природы?
Д.: – Хозяйка Природы Весна.
В.: – Почему ты так думаешь?
Д.: – Наступил март месяц, это весенний месяц, пригревает солнце, тает снег.
В.: – А теперь вспомните, кто был хозяйкой Природы до Весны?
Д.: – Хозяйкой Природы до Весны была Зима.
В.: – Почему вы так думаете?
Д.: – Потому что до марта были зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, было много снега, было холодно, были бураны, метели.
В.: – Сегодня мы поговорим о портрете Зимы. Как вы думаете , у Зимы может быть портрет?
Ответы детей.
В.: – Вот сегодня мы с вами и ответим на этот вопрос. Посмотрите внимательно на экран, что вы видите?
Д.: – Это картина репродукция картины художника И.Грабаря “Февральская лазурь”.
В.: – Ребята, вы хотите очутиться в этой картине?
Ответы детей.
Проводится игра “Что я вижу, что я слышу, что я чувствую”.
Смена картины.
На экране репродукция картины И.Грабаря “Белая зима. Грачиные гнезда”.
Проводится игра“ Что я вижу, что я слышу, что я чувствую”.
В.: – Вот вы и увидели как, по – разному , И.Грабарь изобразил зиму. А как вы думаете, к какому жанру живописи относятся эти картины?
Ответы детей.
В.: – А сейчас я вам предлагаю послушать, как композиторы передают образ природы в своей музыке.
М.р.: – Мы с вами послушаем две пьесы. Первая пьеса называется “Зима”, из цикла “Времена года” А.Вивальди. Внимательно послушайте и ответьте мне, какой характер и настроение передает эта музыка? Прослушивание пьесы.
М.р.: – Какой характер у этой пьесы? Д.: – Встревоженный, беспокойный...
М.р.: – А кА вы думаете, какое было настроение у композитора, когда он писал эту музыку? Д.: – Композитор был чем – то обеспокоен, он был взволнован...
М.р.: – Почему вы так думаете?
Д.: – Потому что я слышу отрывистые звуки, музыка звучит громко.
М.р.: – А теперь послушаем другую пьесу композитора П.И. Чайковского “Зимнее утро”. Прослушивание пьесы. М.р.: – Какой характер у этой пьесы?
Д.: – Печальный, строгий...
М.р.: – А какое было настроение у П.И. Чайковского? Д.: – Хмурое, грустное...
М.р.: – Почему вы так думаете? Ответы детей.
М.р.: – Как вы думаете, похожи ли эти произведения? Ответы детей.
М.Р.: – Чем они похожи?
Д.: – Они начинаются с тихого звучания, музыка постепенно нарастает...
М.р.: – Одинаково ли звучать эти произведения?
Д.: – Нет, не одинаково.
Пьесы написали разные композиторы, и у каждого было свое настроение.
В.: -.А еще, ребята, характер музыки и настроение можно передать с помощью компьютерных технологий и мультимедийных средств. Прослушивание и просмотр отрывка из музыкального произведения А.Вивальди “Зима”.
Физкультминутка.
Далее включается аудиозапись “Звуки окружающего мира”
В.: – Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
В.: – С чем сравнивает автор снежинки?
Д.: – С белыми мухами.
М.: – Я вам предлагаю их оживить с помощью дыхательных упражнений. Будьте внимательны, упражнения выполняйте в соответствии со звуками окружающей природы.
(Упражнение проводится 3 раза).
В.: – Ребята, подумайте и скажите с кем можно сравнить Зиму?
Д.: – Зиму можно сравнить с девочкой, со злой старушкой, дедушкой и т.д.
В.: – Ребята, как вы думаете, есть портрет у Зимы?
Ответы детей.
В.: – Вот теперь вы можете нарисовать каждый свой портрет Зимы. Выбирайте себе фон для работы.
Дети выбирают фон.
Звучит аудиозапись. Дети выполняют работу.
Работы детей выставляются на выставку “Наш вернисаж”.
Анализ занятия.
“Палитра настроения” после занятия.
Литература:
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателя дет.сада.– М.: Просвещение, 1995.– 64 с: ил.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992.-126 с, 16л.ил.
Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2007.– 144 с– (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
Музыкальное сопровождение
Вивальди А. Зима. Лето. Осень. Весна.
Чайковский П. Зимнее утро
Тютюнникова Т.Э.Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка: – “шуршащие” звуки, ветер, гром, зимние звуки, весенние звуки, летние звуки, “деревянные звуки”.