Развивающие игры на занятиях по развитию речи в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: обобщить знания, имеющиеся у детей, закрепить умение составлять слова по слогам и читать их; закрепить представление о словах-антонимах; развивать смекалку, воображение, логическое мышление; умение пользоваться детским компьютером.

Материал:

  • эмблемы команд;
  • лист бумаги, карандаш;
  • 2 кроссворда;
  • пословицы на листах бумаги;
  • “слоговое лото”, ребусы;
  • детские развивающие компьютеры.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, путешествуя по стране слов, мы узнали много интересного о словах, о предложениях, русском языке. Сегодня вы покажите свои знания на конкурсе. Для этого нам надо разделиться на две команды (дети делятся на команды).

Воспитатель: Придумайте, пожалуйста, названия своим командам и выберите капитанов. А чтобы вам было легче соревноваться – вот на этих колесиках написаны слова-напутствия, прочитайте их.

(Воспитатель раздает колесики, на которых написаны слова-напутствия “Ребята, желаем вам удачи” и “ Ребята, доброго вам пути”).

Воспитатель: А сейчас прошу всех занять свои места. Путешествуя по стране слов, вы познакомились с добрыми волшебными словами и многие из них стали вашими друзьями. Вспомните их и назовите.

Дети: Здравствуйте, пожалуйста, будьте так добры, добрый день, спокойной ночи, до свидания, извините, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему люди говорят эти слова?

Дети: потому что от этих слов мир становится добрее, светлее, красивее.

Воспитатель: Ребята, давайте ощутим теплоту друг друга. Закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу, а теперь откроем глаза и постараемся почувствовать и передать это тепло соседу путем соприкосновения ладошки (дети соприкасаются ладошками).

Воспитатель: Итак, волшебные слова стали нашими друзьями и в наших сердцах осталось так много доброты и пусть она останется с вами навсегда!

Воспитатель: А сейчас мы с вами переходим к заданию – разгадывание кроссвордов. В этих корзиночках спрятались грибы и ягоды. Посмотрите на них внимательно, подумайте и в пустые клеточки впишите названия этих грибов и ягод, (на доску вывешиваются 2 кроссворда; одна команда отгадывает названия грибов, вторая команда – ягод).

Воспитатель: А сейчас объявляется конкурс капитанов (капитанам раздаются листочки с пословицами). На этих листочках написаны пословицы, прочитайте их. О чем эти пословицы?

Как вы их понимаете?

Капитан первой команды: Моя пословица “Нет друга – ищи, а есть – береги”. Я думаю, что хорошо, когда у тебя есть друг. Ты можешь с ним играть, ходить гулять, вместе с ним смотреть мультики, с другом можно делиться игрушками, книжками, сладостями. Я думаю, что друга нельзя обижать, плохо, если у тебя нет друга, скучно.

Капитан второй команды: Моя пословица “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Я думаю, что необязательно иметь много денег, лучше, если у тебя много друзей. С друзьями весело, интересно, они всегда могут тебе помочь.

Воспитатель: У каждого человека есть любимое стихотворение. А какое стихотворение нравится вам?

Капитан первой команды: Мне нравится стихотворение “ Когда все вместе” В. Бредиса

В синем небе кораблями проплывают облака,
Солнце ласково нам светит и звенит для нас река
Птичьи радостные трели раздаются там и тут
Через лес и через поле нас тропинки вдаль ведут
Хорошо, когда все вместе, вместе дышится легко,
Все заботы и печали улетают далеко
Хорошо, когда все вместе, жизнь становится милей
И с друзьями рядом песни петь намного веселей.

Капитан второй команды: Мне нравится стихотворение “Берегите друга”

В. Новиковой

Берегите друг друга, добротой согревайте
Берегите друг друга, обижать не давайте
Берегите друг друга, суету позабудьте
И в минуты досуга рядом с другом побудьте.

Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Встаньте, пожалуйста, в круг. Я вам буду давать команды, а вы их будите выполнять. Но выполнять команды надо с одним условием – если к команде прибавляется слово “пожалуйста”.

Физкультминутка. Дети встают в круг и выполняют команды воспитателя.

(Поднимите руки вверх, пожалуйста; присядьте; поднимите правую ногу пожалуйста; подпрыгните; повернитесь пожалуйста; поднимите левую руку пожалуйста; скажите “здравствуйте”, обнимите друг друга пожалуйста; закройте глаза пожалуйста и т.д.)

Воспитатель: Переходим к следующему заданию “Найди букву”. Включите, пожалуйста, ваши компьютеры и внимательно слушайте мои команды.

(Дети работают на компьютерах).

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру “Слоговое лото”. На столах лежат конвертики, а в них карточки со слогами, из них надо составить слова. Чья же команда быстрее это сделает.

(Дети из слогов составляют слова – сова, река, щука, сорока, коза, роща, вода, машина, нора, ворота).

Воспитатель: Следующее задание – игра “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”, вы говорите “низко”
Скажу я слово “далеко”, вы говорите “близко”.
Слова первой команде: белый – черный, быстро – медленно, мягкий – жесткий, тяжело – легко, плачет – смеется, высоко – низко, весело – грустно, бежит – идет.
Слова второй команде: далеко – близко, высокий – низкий, веселый – грустный, сладкий – кислый, широкий – узкий, большой – маленький, радость – горе, гладкий – шероховатый.

Воспитатель: А сейчас игра “Как нас зовут?”. На этих карточках изображены девочки и мальчики. Также наклеены предметы. По первым буквам этих предметов надо угадать, как зовут этих детей.

(Дети отгадывают имена детей: Оля, Витя, Маша, Ваня, Валя, Вова, Саша, Слава, Даша, Дима).

Воспитатель: И, наконец, последнее задание – разгадывание ребусов.

Воспитатель: Молодцы, со всеми заданиями вы справились, показали свои хорошие знания.

Давайте подсчитаем, сколько фишек заработала каждая команда.

(Команды подсчитывают свои фишки)

Воспитатель: Молодцы, каждая команда заработала по 8 фишек, победила дружба.

А сейчас давайте встанем в круг и все вместе расскажем отрывок из стихотворения “Счастливое детство”

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.