Постановка проблемы.
Долгие годы наше государство принимало на себя всю полноту и ответственность за воспитание, и обучение и развитие детей. В настоящее время основные законы и другие нормативные документы Российской Федерации приведены в соответствие с нормами международного права, согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей. роль родителей в воспитании ребенка, родительские права и ответственность за их выполнение связаны с соблюдением прав ребенка: «расти на попечении и под ответственностью своих родителей», в атмосфере любви понимания, материальной обеспеченности (Декларация прав ребенка п.6). родители несут преимущественную ответственность за воспитание, обучение, развитие ребенка, основанную на принципе наилучшего обеспечения его интересов (Декларация прав ребенка п.7, Конвенция о правах ребенка ст.18)
В полном соответствии с нормами международного права, Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях (ст.38.2), а семейный кодекс РФ, говорит об обязанностях супругов заботиться не только о благосостоянии, но и о развитии своих детей (ст.31.3). родители при этом несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (Семейный кодекс РФ, ст63.1) и должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из их интересов (Семейный кодекс РФ, ст 65.2). декларация прав ребенка (правило 2), Семейный кодекс РФ (ст.63.1) и Закон об образовании РФ (ст.18.1) указывают на обязанности родителей обеспечить возможности и благоприятные условия для всестороннего развития ребенка физических, психических, духовных и нравственных, однако забота о детях и их воспитание является не только обязанностью родителей, но и их преимущественным правом перед другими лицами.
На сегодняшний день, при хорошо разработанной правовой базе сохраняется тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей, т.к.
- Родители недостаточно осознают свои права и обязанности.
(результаты диагностики: 36% родителей). - Уровень педагогической компетентности не позволяет занять активную позицию в педагогическом процессе детского сада
(результаты диагностики: 25%) - Снижение количества времени, уделяемого непосредственному личностному общению родителей с ребенком; (72% родителей)
- Преобладание в общении запретов, упреков, окриков, которые либо подавляют инициативу, либо вызывают у ребенка протестное поведение;
(результаты диагностики: 28% родителей). - Изменение в структуре семьи (дети живут с одним родителем, не имеют братьев и сестер; бабушки и дедушки живут отдельно, либо дистанцируются от внуков, либо молодые родители не хотят перенимать опыт воспитания детей у старшего поколения)
(результаты диагностики: 47% родителей). - Низкая активность и безответственность родителей.
Статья 18 пункт 2,3 Конвенции ООН о правах ребенка говорит, о необходимости оказания помощи семьям «в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей» и о правах детей и родителей «пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми».
Роль и обязанности ДОУ при взаимодействии с родителями основывается на признании с. 10 пункта 1 Международного пакта, согласно которому «семье… должны предоставляться … помощь …пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании». Еще в 1989 г. Концепцией дошкольного воспитания было определено, что «семья и детский сад … связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность в воспитании и обучении детей. Задачей в этом документе стоящей перед детским садом названо сотрудничество педагогов и родителей. Идея «взаимодействия ДОУ и семьи» отражена в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении.
Вместе с тем:
- Не всеми педагогами осознается важность взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- Недостаточна коммуникативная компетенция в межличностном взаимодействии педагогов.
Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как работа с семьей, ее принципов, целей , содержания, форм и методов. В своей деятельности мы исходим из понимания того, что в детских садах необходимо создать единое образовательное пространство, формировать отношения открытости, внимания друг к другу и сотрудничества
Цель: Создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья», которое предполагает:
- взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями, т.е. принятие общих целей и задач для воспитания дошкольников, положенных в основу единой программы воспитания, развития и обучения детей
- выработка и принятие единых требований к ребенку в ДОУ и дома
- согласование путей решения проблем воспитания
- выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Задачи:
- Создать систему в работе по организации единого образовательного пространства, привлекая внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
- Повысить компетенцию педагогического коллектива в плане организации сотрудничества педагога с родителями через проведение семинаров- практикумов и посещение целевых курсов повышения квалификации
- Способствовать повышению коммуникативной компетенции педагогов в общении с родителями и воспитанниками через консультации психолога и тренинги.
- Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.
- Организовать систему консультативной просветительской работы для родителей, адресованной различным категориям семей.
- Организовать службу психологической поддержки для оказания помощи социально-неблагополучным семьям
- Установление тесных неформальных отношений между педагогами и родителями через традиционные и нетрадиционные формы работы.
- Разработать методические рекомендации по распространению положительного опыта деятельности.