Объяснительная записка
Педагогический коллектив экологического отдела Центра внешкольной работы “Экология, культура, образование и техническое творчество” работает над реализацией Системы непрерывного экологического образования (НЭО), которая позволяет вовлечь в процесс экологического образования и воспитания детей разных возрастных категорий – от 5 до 16-17 лет. Данная методическая разработка является итогом восьмилетней работы по привлечению детей младшего школьного возраста (учащиеся 2-5-х классов) к активной научно-поисковой работе экологической направленности.
Цель разработки
Формирование и развитие мотивации к активному познанию окружающего мира и экологической компетентности у учащихся младших школьных возрастов.
Задачи
- Создание развивающей образовательной среды на всех этапах проведения олимпиады, способствующей развитию навыков вырабатывания собственного мнения, формированию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а, следовательно, и самореализации учащихся.
- Практическое применение знаний и умений в раскрытии конкретной проектной темы.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности учащихся.
- Выявление и поощрение детей, заинтересованных в углубленном изучении экологии.
Открытая городская экологическая олимпиада для учащихся 2-5-х классов проводится с 1999 года ежегодно. Экологическая олимпиада как форма экологического образования и воспитания младших школьников вызвала огромный интерес среди учащихся и педагогов города, число желающих принять участие в олимпиаде растет год от года.
Экологическая олимпиада для учащихся младшего школьного возраста, проводимая нами в г.Казани, пока не имеет аналога. Как правило, олимпиады по экологии рассчитаны на учащихся более старшего возраста (6-8-х и 9-11-х классов). В начальной школе и пятых классах обычно предлагается форма викториной или конкурсной работы. Такие мероприятия играют важную роль в развитии интереса у детей к окружающему миру, удивительным объектам живой и неживой природы. Но эти формы не предусматривают системности и многоуровневой подготовки, как это характерно для олимпиад.
Содержание методической разработки
Организация олимпиады
Открытая экологическая олимпиада для учащихся 2-5-х классов проводится в три этапа:
- Заочный тур – работа над проектом по заданной теме.
- Очный письменный тур – тестовая проверка знаний.
- Очный практический тур – работа с наглядным
природным материалом и дидактическими
пособиями, выявление навыков систематизации и
анализа, практического применения экологических
знаний для решения поставленных задач.
(Срок очных туров: апрель)
(Сроки подачи проектов: февраль-март)
По итогам всех трех этапов олимпиады выявляются победители, которые награждаются грамотами Управления образования г.Казани и памятными призами.
Проведению олимпиады предшествует подготовительный этап.
Подготовительный этап
Подготовка к проведению олимпиады начинается в ноябре (за три месяца до начала олимпиады) с работы организационно-методической группы. На этом этапе перед членами оргкомитета стоит задача выбора темы предстоящей проектной работы участников олимпиады, определение целей и задач проекта, разработка рекомендаций к выполнению самостоятельного практического исследования, описание требований к оформлению и содержанию работы.
Следующий этап подготовки олимпиады – разработка Положения о проведении очередной открытой экологической олимпиады для учащихся 2-5-х классов (Приложение 1).
После утверждения Положения об олимпиаде в СМИ публикуется объявление о начале заочного тура открытой городской олимпиады по экологии для учащихся 2-5-х классов. В школах города развешиваются информационные листки. Учителя школ и педагоги учреждений дополнительного образования оповещаются об олимпиаде на методических объединениях района и города.
Первый тур олимпиады по экологии для учащихся 2-5-х классов (заочный)
Этот этап олимпиады предполагает самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся над проектом по заданной теме. Сроки подачи проектов: февраль-март.
Ниже приводятся разработки проектов заочного тура олимпиады более чем за 5 лет (проекты 1-11)
Проект 12.
Тема: Человек. Питание и здоровье.
Цель проекта: Актуализировать знания учащихся о роли питания в жизни человека. Развить представления о рациональном питании, о значении каждого класса веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов) для человека. Выработать личную стратегию рационального питания.
Преамбула
Ни для кого не секрет, что залог нашего здоровья – правильное питание. А что едят наши дети? Мы хотим, чтобы на этот вопрос они ответили сами, и сами же попытались оценить пользу (а может быть и вред) некоторых потребляемых ими продуктов. Надеемся, что после самостоятельного поиска ответа на вопрос “Что я ем?” ребята внимательно станут относиться к рациону собственного питания.
План работы над проектом:
- Для чего человеку нужна еда?
- Составьте перечень продуктов, богатых:
- Среди своего ближайшего окружения (семья, друзья, одноклассники) проведите опрос-исследование, чтобы выяснить их рацион питания.
- Определите, какая часть их рациона полезна для здоровья, а что из потребляемых продуктов может оказаться вредным для организма и почему.
- Составьте перечень продуктов, которые:
- должны войти в Ваше ежедневное меню;
- Вы должны потреблять изредка;
- лучше вообще исключить из рациона.
- Список использованной литературы.
А) углеводами,
Б) белками,
В) жирами,
Г) витаминами
Объясните, почему эти продукты необходимы человеку.
Второй тур олимпиады по экологии для учащихся 2-5-х классов очный письменный
Тестовые задания письменного тура VII – VIII городской экологической олимпиады для учащихся 2-5-х классов
Задания дифференцированы по возрастам (для учащихся 2-3-х классов и 4-5-х классов) и степени сложности (уровни А, Б, В). Вопросы уровня А рассчитаны на проверку базовых понятий, основных знаний об окружающем мире; уровень Б предполагает более широкий кругозор тестируемого; уровень В содержит задания, требующие умения применить имеющиеся знания для выявления логических ошибок или восстановления соответствия между природными явлениями.