Распределение областей атмосферного давления и осадков у поверхности земли. 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель: изучить причины образования атмосферного давления; выяснить зависимость выпадения осадков от атмосферного давления; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды; воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер с проектором для показа презентации, наглядное пособие на диске, ресурсы интернета, климатическая карта мира, карты атласа.

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

  1. Какое строение имеет атмосфера? Какую функцию выполняет? Причина образования атмосферы. (Ответы детей)
  2. Почему отдаваемое земной поверхностью тепло не уходит в космос? (Ответы детей)
  3. Что такое “озоновая дыра”, “парниковый эффект”, “глобальное потепление”? Как деятельность человека повлияла на развитие данных процессов? (ответы детей)

III. Изучение нового материала.

Вступительная беседа.

Часто ли вы слушаете сообщения о погоде по телевизору или радио? Какие элементы погоды часто упоминаются? (давление, осадки, температура, скорость ветра и т.д.)

Замечаете ли вы, при каком давлении обычно бывает пасмурная погода, и идут дожди, а при каком устанавливается ясная и сухая погода? (ВД – ясная погода; НД – пасмурно, дожди)

Проблема. Что необходимо изучить, для того, чтобы объяснить неравномерное выпадение осадков на планете? (чтобы объяснить неравномерное выпадение осадков на планете, надо знать, как распределяется атмосферное давление на ней).

Итак, тема урока “Распределение областей атмосферного давления и осадков у поверхности Земли”

На какие вопросы нам сегодня предстоит ответить:

  1. Имеет ли воздух вес?
  2. Какими приборами, и в каких единицах измеряется давление?
  3. Как изменяется атмосферное давление с высотой?
  4. Как распределяются области атмосферного давления по широтам Земли?
  5. Как зависит выпадение осадков от атмосферного давления?

1. Атмосфера Земли имеет толщину около 1 тысячи километров, на каждого из нас давит столб воздуха весом 15 тонн. Почему мы не ощущаем это давление? (давление внутри человека равно атмосферному, внутреннее и внешнее давление уравновешиваются).

2. Для определения атмосферного давления используют специальные приборы – барометры. Изобретение барометра принадлежит итальянскому математику, физику Эванджелисту Торричелли.

3. Рассмотрим принцип работы ртутного барометра и барометра-анероида. Рассмотрите рисунок ртутного барометра. Из каких элементов он состоит?

Ртутный барометр — жидкостный барометр, в котором атмосферное давление измеряется по высоте столба ртути в запаянной сверху трубке, опущенной открытым концом в сосуд с ртутью. а Ртутные барометры — наиболее точные приборы, ими оборудованы метеорологические станции, по ним проверяется работа других видов барометров.

В быту обычно используются механические барометры (Анероид) <рисунок 1>. В анероиде жидкости нет (греч. “анероид” – “безводный”). Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении – сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину. Эти изменения передаются на стрелку, которая перемещается по круговой шкале, разделенной на миллиметры или миллибары.

img1.jpg (33608 bytes)

Атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) или в миллибарах (МБ).

За нормальное давление атмосферы условно принято давление, равное 760 мм рт.ст., что близко к среднему атмосферному давлению на уровне моря. Давление воздуха больше 760 мм рт.ст. считается повышенным, меньше – пониженным.

Задание классу. Как будет изменяться атмосферное давление с поднятием в горы? (давление с высотой понижается в среднем на 1мм на каждые 10,5 м подъема). Определите:

  • среднее атмосферное давление на берегу Байкала, если его высота над уровнем моря составляет примерно 500м. (710 мм .рт.ст)
  • среднее атмосферное давления для города Москвы, если она лежит на высоте 120м над уровнем моря. (748 мм рт.ст.)

4. Как же происходит распределение областей атмосферного давления по широтам. Это зависит от температуры.

Что происходит с воздухом при нагревании? (Расширяется и становится легким)

Куда будет стремиться нагретый воздух? (вверх)

Этот процесс называется восходящим движением воздуха.

По аналогии объясните, как происходит нисходящее движение воздуха.

Если атмосферное давление зависит от температуры, объясните по рисунку на доске, как распределяются области атмосферного давления на земном шаре <рисунок 2>. Зарисовать в тетрадь и распределить области давления.

В глобальном масштабе на Земном шаре, сколько можно выделить поясов давления? (три с преобладанием низкого и четыре – с преобладанием высокого давления)

Как изменяется атмосферное давление в умеренных широтах Северного полушария зимой и летом? (Зимой – над материками повышается (зимние максимумы), область низкого давления сохраняется только над океанами (Исландский и Алеутский минимумы))

5. Как взаимосвязаны между собой атмосферное давление и осадки?

При ВД – ясная погода; НД – пасмурно, дожди. Используя данную зависимость, отметьте на своих рисунках увлажненные и сухие широты.

Закрепление.

  1. Заполнить пропуски:
    1. 25°-30° с.ш. и _____ и у полюсов ______ токи воздуха –> ______ –> _______.
    2. У ______ и 65° с.ш. и ю.ш. _______ токи воздуха –>_______ –> _______.
  1. Определите, в каком поясе давления расположены: Осло, Северный полюс, Улан-Удэ, Пекин.

Итог урока.

Какие причины лежат в основе образования разного атмосферного давления? (распределение солнечного тепла и вращения Земли).

Как взаимосвязаны между собой атмосферное давление и осадки?

Домашнее задание: изучить §7 (с.36-38).