Программа по географии 5-9 классы. «МИР ЗЕМЛИ», 6 класс, И.В. Душина, В.А. Кошевой, А.А. Летягин, А.А. Лобжанидзе, Т.В. Смоктунович, сборник программ «Образовательная система школа 2100» Москва, издательский дом Российской Академии образования Баласс.
Учебник. «География, 6 класс», В.А. Кошевой., И.В.Душина, Москва издательский дом Российской Академии образования Баласс, 2008.
Цели урока:
Образовательные
- Расширить и углубить знания о природных стихийных явлениях, происходящих в атмосфере, причинах их возникновения;
- Научить воспроизводить изученный материал на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Развивающие
- Продолжить развитие умений ориентироваться на карте посредством определения районов возникновения стихийных явлений атмосферы;
- Продолжить развитие самостоятельности и познавательного интереса у обучающихся, умения анализировать, делать выводы;
- Развивать метапредметные компетентности (компетентность в решении проблем и задач, учебные, коммуникативные, информационные компетентности, компетентность взаимодействия).
Воспитательные
- Формировать положительную мотивацию к изучению предмета;
- Воспитывать культуру умственного труда;
- Познакомить учащихся с правилами поведения для сохранения жизни во время стихий атмосферы.
Оборудование и средства обучения: интерактивная доска «SMART Board», мультимедийный проектор, компьютер, принтер, презентация, фрагмент из фильма «Стихии в г. Лабытнанги», технологическая карта.
Тип урока: изучение нового материала.
Термины и понятия: смерч, ураган, гроза, пыльная буря, заморозки, метель, град, суховей, засуха.
Планируемые результаты обучения: на основе полученных знаний
- знать основные понятия по теме: «Стихии атмосферы»;
- уметь объяснять причины возникновения, влияние их на жизнь человека;
- уметь работать с картами атласа, контурной картой, показывать районы возникновения на карте.
Ход урока
Эпиграф:
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
А. Фет
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Использование мультимедиа |
I. Организационный момент (1 мин.) | ||
Приветствие учителя. Проверка отсутствующих. Установка на плодотворную работу. |
Подготовка рабочего места | Приложение 5 (Слайд 1) |
II. Актуализация знаний (5 мин.) | ||
Решение кроссворда. Приложение 1 | Решение кроссворда. | (Слайды 2-7 (кроссворд )) |
Организация подводящего к теме диалога. | Запись темы урока в технологическую карту. Приложение 4 | (Слайды 8-9) |
Организация подводящего к цели диалога. | Формулировка целей и задач урока | (Слайд 10) |
III. Изучение нового материала (27 мин.) | ||
Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством выполнения задания на соответствие. | Работа в технологических картах. Выполнение задания №1 | (Слайд 11) |
Подведение итогов по заданию. |
Работа у интерактивной доски | |
Организация работы в парах: работа с текстом в технологических картах. Раздача карточек каждой паре с названием стихийного явления. |
Работа в парах с текстом. Выяснение причин и районов возникновения стихийных явлений в атмосфере(подчеркивание причин возникновения стихийных явлений одной чертой, районов возникновения - волнистой линией). | (Слайд 12) |
Заполнение таблицы. | Самостоятельно создают (разрабатывают) условный знак стихийного явления с учетом особенностей. устные ответы | |
Подведение итогов работы с текстом. | Выполнение задания №2 в технологической карте. |
(Слайд 13) (Слайды 14-15) |
Демонстрация слайдов, на которых изображены стихийные явления. |
Определение стихийных явлений, изображенных на экране. | (Слайды 16-24) |
Организация работы по заполнению таблицы: «Районы возникновения стихийных явлений». Работа у интерактивной доски. | Работа в технологических картах. Выполнение задания №3 | (Слайд 25) |
Организация работы с интерактивной картой. | Работа в технологических картах. Нанесение на карту районов возникновения стихийных явлений, используя самостоятельно разработанные условные знаки. | (Слайд 26) |
Создание проблемной ситуации. Постановка вопроса: «Есть ли на Земле места, где не бывает стихийных явлений в атмосфере?» Дополнения к выводам учащихся. |
Формулирование выводов. | |
Реализация регионального компонента: Постановка вопроса: «Какие стихийные явления происходят в нашем регионе? Демонстрация статьи из газеты «Вестник Заполярья», с последующим пояснением к статье о ветре в г. Лабытнанги. |
Устные ответы Работа с текстом статьи и шкалой Бофорта. |
Слайды 27-28 (газета «Вестник Заполярья») Слайд 28: «Шкала Бофорта» |
Организация работы со шкалой Бофорта.
Демонстрация фрагмента из фильма «Стихии в г. Лабытнанги» Выводы по фильму. |
Устные ответы | Приложение 7 (Видеофрагмент: «Ураган в г. Лабытнанги») |
Организация беседы о последствиях стихийных явлений. Приложение 2 | ||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Приложение 3 |
Слайд 29 | |
Организация беседы о литературных героях, попадавшие в стихийные бедствия, связанные с атмосферными явлениями. | Устные ответы | Слайд 30: «Литературные герои, попавшие в стихийное явление атмосферы» |
Организация работы по составлению памятки для жителей города «Правила поведения при штормовом ветре». | Работа с интерактивной доской «SMART Board», составление памятки. | SMART Board |
Демонстрация телефонов экстренных служб реагирования. Распечатывание на принтере изображения на экране. |
Наклеивание в дневник телефонов экстренных служб реагирования и памятки: «Правила поведения при штормовом ветре» | SMART Board принтер |
IV. Закрепление (5 мин.) | ||
Организация фронтального опроса. | Ответы на вопросы | Слайд 31 |
Организация фронтальной работы, направленной на запоминание определений. | Слайд 32 | |
Вручение буклетов. | Приложение 6 | |
V. Домашнее задание (1 мин.) | ||
Контроль записи домашнего задания в дневники. | Записывают в дневники домашнее задание | Слайд 33 |
VI. Оценка знаний учащихся (1 мин.) | ||
С целью объективности, оценка деятельности обучающихся на уроке складывалась из нескольких параметров, а именно: активность работы на уроке и письменное оформление результатов. | Выставление оценок в дневник |