Стихии атмосферы

Разделы: География


Программа по географии 5-9 классы. «МИР ЗЕМЛИ», 6 класс, И.В. Душина, В.А. Кошевой, А.А. Летягин, А.А. Лобжанидзе, Т.В. Смоктунович, сборник программ «Образовательная система школа 2100» Москва, издательский дом Российской Академии образования Баласс.

Учебник. «География, 6 класс», В.А. Кошевой., И.В.Душина, Москва издательский дом Российской Академии образования Баласс, 2008.

Цели урока: 

Образовательные

  1. Расширить и углубить знания о природных стихийных явлениях, происходящих в атмосфере, причинах их возникновения;
  2. Научить воспроизводить изученный материал на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.

Развивающие

  1. Продолжить развитие умений ориентироваться на карте посредством определения районов возникновения стихийных явлений атмосферы;
  2. Продолжить развитие самостоятельности и познавательного интереса у обучающихся, умения анализировать, делать выводы;
  3. Развивать метапредметные компетентности (компетентность в решении проблем и задач, учебные, коммуникативные, информационные компетентности, компетентность взаимодействия).

Воспитательные

  1. Формировать положительную мотивацию к изучению предмета;
  2. Воспитывать культуру умственного труда;
  3. Познакомить учащихся с правилами поведения для сохранения жизни во время стихий атмосферы.

Оборудование и средства обучения: интерактивная доска «SMART Board», мультимедийный проектор, компьютер, принтер, презентация, фрагмент из фильма «Стихии в г. Лабытнанги», технологическая карта.

Тип урока: изучение нового материала.

Термины и понятия: смерч, ураган, гроза, пыльная буря, заморозки, метель, град, суховей, засуха. 

Планируемые результаты обучения: на основе полученных знаний

  • знать основные понятия по теме: «Стихии атмосферы»;
  • уметь объяснять причины возникновения, влияние их на жизнь человека;
  • уметь работать с картами атласа, контурной картой, показывать районы возникновения на карте. 

Ход урока

Эпиграф:

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
А. Фет

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Использование мультимедиа
I. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие учителя.
Проверка отсутствующих.
Установка на плодотворную работу.
Подготовка рабочего места Приложение 5 (Слайд 1)
II. Актуализация знаний (5 мин.)
Решение кроссворда. Приложение 1 Решение кроссворда. (Слайды 2-7 (кроссворд ))
Организация подводящего к теме диалога. Запись темы урока в технологическую карту. Приложение 4 (Слайды 8-9)
Организация подводящего к цели диалога. Формулировка целей и задач урока (Слайд 10)
III. Изучение нового материала (27 мин.)
Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством выполнения задания на соответствие. Работа в технологических картах. Выполнение задания №1 (Слайд 11)
Подведение итогов по заданию.
Работа у интерактивной доски  
Организация работы в парах:
работа с текстом в технологических картах.
Раздача карточек каждой паре с названием стихийного явления.
Работа в парах с текстом. Выяснение причин и районов возникновения стихийных явлений в атмосфере(подчеркивание причин возникновения стихийных явлений одной чертой, районов возникновения - волнистой линией). (Слайд 12)
Заполнение таблицы. Самостоятельно создают (разрабатывают) условный знак стихийного явления с учетом особенностей. устные ответы  
Подведение итогов работы с текстом. Выполнение задания №2 в технологической карте.
(Слайд 13)
(Слайды 14-15)
Демонстрация слайдов, на которых изображены стихийные явления.
Определение стихийных явлений, изображенных на экране. (Слайды 16-24)
Организация работы по заполнению таблицы: «Районы возникновения стихийных явлений». Работа у интерактивной доски. Работа в технологических картах. Выполнение задания №3 (Слайд 25)
Организация работы с интерактивной картой. Работа в технологических картах. Нанесение на карту районов возникновения стихийных явлений, используя самостоятельно разработанные условные знаки. (Слайд 26)
Создание проблемной ситуации.
Постановка вопроса: «Есть ли на Земле места, где не бывает стихийных явлений в атмосфере?»

Дополнения к выводам учащихся.
Формулирование выводов.  
Реализация регионального компонента:
Постановка вопроса: «Какие стихийные явления происходят в нашем регионе?
Демонстрация статьи из газеты «Вестник Заполярья», с последующим пояснением к статье о ветре в г. Лабытнанги.

Устные ответы

Работа с текстом статьи и шкалой Бофорта.
Слайды 27-28 (газета
«Вестник Заполярья»)
Слайд 28: «Шкала Бофорта»
Организация работы со шкалой Бофорта.
Демонстрация фрагмента из фильма «Стихии в г. Лабытнанги»
Выводы по фильму.
Устные ответы Приложение 7
(Видеофрагмент:
«Ураган в г. Лабытнанги»)
Организация беседы о последствиях стихийных явлений. Приложение 2    
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Приложение 3
  Слайд 29
Организация беседы о литературных героях, попадавшие в стихийные бедствия, связанные с атмосферными явлениями. Устные ответы Слайд 30: «Литературные герои, попавшие в стихийное явление атмосферы»
Организация работы по составлению памятки для жителей города «Правила поведения при штормовом ветре». Работа с интерактивной доской «SMART Board», составление памятки. SMART Board
Демонстрация телефонов экстренных служб реагирования. Распечатывание на принтере изображения на экране.
Наклеивание в дневник телефонов экстренных служб реагирования и памятки: «Правила поведения при штормовом ветре» SMART Board
принтер
IV. Закрепление (5 мин.)
Организация фронтального опроса. Ответы на вопросы Слайд 31
Организация фронтальной работы, направленной на запоминание определений.   Слайд 32
Вручение буклетов.   Приложение 6
V. Домашнее задание (1 мин.)
Контроль записи домашнего задания в дневники. Записывают в дневники домашнее задание Слайд 33
VI. Оценка знаний учащихся (1 мин.)
С целью объективности, оценка деятельности обучающихся на уроке складывалась из нескольких параметров, а именно: активность работы на уроке и письменное оформление результатов. Выставление оценок в дневник