Урок ОБЖ "Как вести себя на льду". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи:

– расширить знания детей о правилах поведения на водоемах;
– повторить правила и меры безопасности (безопасного поведения) на водоемах;
– учить детей быть осторожными и внимательными;
– ознакомить учащихся с основными спасательными средствами.

Оборудование:

– сюжетные плакаты с водоемами в осеннее, зимнее и весеннее время года;
– картинки “Чрезвычайные ситуации на льду”;
– учебник ОБЖ за 1-4-й классы А.В. Гостюшин;
– учебный словарь В.В. Репкин;
– Безопасность. Рабочие тетради А.В Гостюшин;
– плакаты с лицами.

Оформление доски:

План урока:

I. Постановка учебной задачи.

II. Проверка домашнего задания.

III. Решение учебной задачи.

  1. Человек в чрезвычайной ситуации.
  2. Как спасти другого человека.
  3. Предусмотреть и обойти.
  4. Умение найти правильный путь.

IV. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

Учитель: Дети, мы много говорили с вами о том, что в зависимости от различных ситуаций человек может быть грустным, сердитым, удивленным, радостным, уставшим, испуганным, равнодушным. Что значит быть равнодушным? (ответы детей). Но, я думаю, что каждому человеку будет приятно видеть вокруг себя людей радостных, веселых, нежели грустных.

Но что может испортить нам настроение? Вот если просто выглянуть в окно. Все спокойно, все обычно и знакомо. Кажется, ну что может случиться на нашей улице? Что может случиться со мной?

Но, что странно – стоит включить телевизор и посмотреть новости, как видишь сплошные случаи и события. Происходят они на таких же улицах, что и наша улица. И, между прочим, не все события радуют участников. Так вот, эти события обычно называют чрезвычайными или экстренными.

К любым опасным событиям современный человек должен быть готов: знать как правильно себя вести и спастись, и не только самому.

Очень часто на пожаре или при аварии многие люди теряются и поэтому не могут защититься. Хорошо, если в такую минуту рядом окажется умелый человек, то он один своим примером уже помогает спастись другим.

Итак, I заповедь, которую вы должны знать – это СПАСАЯСЬ САМ – СПАСАЙ ДРУГИХ. Это и будет девиз нашего урока. Обсудите это в группах. (Обсуждение в группах)

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: А сегодня на уроке безопасности мы поговорим о том, как правильно вести себя на льду.

Что такое лед? Лед – это затвердевшая от холода вода. Мороз превращает воду в лед. Антарктида покрыта вечными льдами. Существует еще искусственный лед.

Дома вы должны были нарисовать иллюстрации о том, как вести себя на льду. Объясните свои рисунки. Оцените свое домашнее задание. (1)

Учитель: Ввиду того, что структура, толщина и прочность льда изменяются на протяжении поздней осени, зимы и ранней весны, детям не рекомендуется ходить на водоемы – это опасно для жизни.

Осенний лед становится прочным только после того как наступили непрерывные морозные дни, но даже при малейшей оттепели он теряет это качество, становится рыхлым.

Зимний лед прочен, обладает большой грузоподъемностью.

Весной под воздействием солнечных лучей и талой воды он становится слабым и пористым.

Переходить и переезжать замерзший водоем разрешается после того, как будут оборудованы ледовые переправы.

Надо всегда помнить, что отправляться на водоем в одиночку очень опасно.

Многие это знают, но все равно идут и, к сожалению, попадают в чрезвычайную ситуацию.

III. Решение учебной задачи.

1) Человек попал в экстренную ситуацию: проломился под ногами лед. Что делать?

Рассмотрите картинки и обсудите в группах. (Обсуждение в группах) Запомните главное:

  • Выбираться надо в ту сторону, откуда пришел. Лед там проверен твоими же шагами.
  • На лед надо наползать, стараясь не ломать кромку, широко раскидывая руки.
  • По возможности надо опираться на любой длинный и широкий предмет, положив его плашмя (лыжи, доска, лыжная палка).
  • Сначала лед может ломаться, но нельзя останавливаться и отчаиваться. Очень важно: стараться ни разу не погрузиться с головой.
  • Если рядом есть люди – зови на помощь, но сам не прекращай бороться: время терять нельзя.
  • Оказавшись на льду, от полыньи надо откатиться, а потом ползти по своим же следам к берегу.
  • Добраться до теплого места и переодеться во все сухое.

Итак: мы сформулировали правила. Теперь ответьте на вопросы:

– Почему на край полыньи надо наползать, широко раскинув руки?

– Представь, что ты переходишь замерзший пруд. Вдруг лед под твоими ногами стал угрожающе потрескивать. Как ты будешь действовать?

– Почему, выбравшись из полыньи, нельзя останавливаться и отдыхать до тех пор, пока не окажешься в тепле?

Оцените свою работу. (2)

Минутка отдыха для разогрева.

2) А теперь о том, как спасти другого человека.

Учитель: В науке безопасности очень часто ты встречаешь эту возможность: спасти другого человека. Такие знания нельзя выучить на “3” или “4”. Многие вещи человек должен знать и уметь только на “отлично”.

И ты никогда не простишь себе, если на твоих глазах погибнет человек, которого ты не смог спасти только потому, что когда-то не выучил уроки.

Не забывай, об этом, когда учишься помогать себе и другим.

Первое дело в экстренной ситуации – НЕ СДЕЛАТЬ ЕЕ ЕЩЕ СЛОЖНЕЕ.

А это значит: спасая другого человека, умей заботиться и о своей безопасности. Иначе через минуту спасать надо будет двоих.

Если кто-то на твоих глазах провалился под лед, что делать? Рассмотрите иллюстрации. (Обсуждение в группах)

Итак:

  • Надо крикнуть, что идешь на помощь.
  • Нельзя бежать к полынье. Чтобы лед не обломился, надо ползти, опираясь на все тело.
  • Воспользуйся доской, жердью, лыжами, веревкой, чтобы протянуть их товарищу. Безопасное расстояние – 3 – 4 метра, не меньше, чем два твоих роста.
  • По возможности подложи под себя любой широкий и длинный предмет для увеличения площади опоры. (Можно жердь, лыжную палку, весло)
  • Используя любое подручное средство – шарфы, ремни, можно лечь цепочкой, держа друг друга за ноги и уже тогда бросить пострадавшему веревку или протянуть доску.
  • При всем этом, действовать надо быстро и решительно. Дорога каждая минута. Пострадавший быстро коченеет в ледяной воде, а намокшая одежда тянет ко дну.

Теперь обсудите в группах ситуацию: Вы с друзьями решили перейти замерзшую речку. Лед еще не окреп, и шедший впереди всех оказался в воде. Как вы станете спасать своего товарища? (Обсуждение в группах). Оцените свои знания. (3)

3) Предусмотреть и обойти.

Учитель: Мы знаем, что лучшая защита от неприятного события – заранее его предусмотреть и обойти.

А увидеть будущую опасность помогают знания.

Рассмотрим картинки. Представь, что тебе нужно перейти реку. Определи, где можно идти спокойно, а где есть опасные места. (Обсуждение в группах).

  1. Лед может быть непрочным возле стока воды (например, с фабрики или с фермы).
  2. Лед может быть тонким и рыхлым около кустов, камыша. Там, где водоросли вмерзли в лед, он тоже непрочен.
  3. Надо обходить сугробы и площади, покрытые толстым слоем снега. Под снегом лед всегда тоньше.
  4. Лед тоньше там, где бьют ключи, где быстрое течение или в реку впадает ручей.
  5. Особенно осторожно надо спускаться с берега. Здесь лед может неплотно Соединяться с землей, под ним могут быть трещины и воздух.

Оцените свои знания. (4)

4) Уметь найти правильный путь.

Рассмотрите картинки и обсудите в группах.

  1. Надежнее идти по чужим следам. Здесь дорога проверена.
  2. Если попал в сомнительное место – проверь дальнейший путь длинной палкой – пешнёй. Если выступила вода, двигайся назад скользящим шагом.
  3. Если ты идешь по сомнительному льду на лыжах – расстегни крепления, вынь руки из петель лыжных палок, а рюкзак повесь на одно плечо.
  4. Если идут несколько человек, то идти надо на расстоянии не менее пяти метров друг от друга.
  5. На коньках можно кататься только в специально оборудованных местах и не выезжать за пределы катка.

Оцените свои знания. (5)

IV. Рефлексия.

Обо всем этом надо помнить в начале и в конце зимы, осенью и весной. Особенно осторожным надо быть во время оттепели. Зато ледяная дорога хороша морозной зимой. Поэтому в некоторых местах люди специально оборудуют удобные и надежные переправы. (Показывается картина)

Историческая справка. Во время Великой Отечественной войны по льду Ладожского озера, в окруженный фашистами Ленинград, машины везли боеприпасы, продукты, а обратно раненых, женщин и детей. В городе был голод. Эта дорога помогла городу выстоять. 900 дней длилась оборона. Дорогу по Ладоге назвали “дорогой жизни”.

V. Домашнее задание.

Представь, что ты с одноклассниками совершаешь лыжную прогулку по замерзшей реке. Вас немного утомило однообразие движения, и кто-то предложил поиграть в “догонялки”, когда вы проходили вблизи зарослей засохшего камыша. Твои действия?