Урок усвоения новых знаний

Разделы: Математика


Подготовка к уроку предполагает определение задач, направленных на формирование умений и навыков, получение и усвоение новых знаний. Учитель должен скорректировать подачу материала так, чтобы дети максимально усвоили конкретную тему, при этом он должен используется личностно-ориентированный подход.

Данный тип урока предусматривает несколько этапов:

- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний школьников.

- Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

- Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

- Обобщение и систематизация знаний.

- Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

В качестве средств, воспроизводящих и корректирующих опорные знания учеников, а также служащих мотивацией учебной деятельности, можно использовать упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся знакомятся с существенными свойствами понятий.

Как показывает практика, подготовка учащихся к изучению нового материала через выполнение наглядных упражнений даёт лучший результат по сравнению с той ситуацией, когда учитель стремится “освежить” опорные знания путём теоретического опроса учащихся, “сухих” формулировок теорем и определений.

На этапе восприятия и первичного осознания нового материала, осмысления связей и отношений в объектах изучения рассматриваются упражнения, выполнение которых приводит к идее доказательства теоремы либо к ознакомлению с существенными признаками понятий, а также упражнения, в процессе выполнения которых, учащиеся самостоятельно “открывают” новые знания.

На этапе обобщения и систематизации знаний осуществляется усвоение существенных свойств понятия, составляющих его определение, приёмов и постигается связь изучаемого с ранее изученным. Поэтому на этом этапе следует использовать упражнения на усвоение структуры определения понятия, на усвоение приёмов его использования.

Домашнее задание чаще всего предлагается с целью закрепления материала, изученного на уроке. Эффективность выполнения домашнего задания зависит от перспективы дальнейшего использования результатов домашней работы учащихся, от того, насколько активно они используются при получении новых знаний. Поэтому при определении домашнего задания следует предусмотреть возможность использования его для углубления изученного материала, для воспроизведения опорных знаний, особенно тех, которые используются при объяснении нового материала.

В качестве примера рассмотрим урок на тему: “Одночлен”, одной из целей которого будем считать: формирование понятия одночлена и умение находить его числовые значения; актуализацию опорных знаний и умений.

К опорным знаниям относятся понятия алгебраического выражения, произведения, Числового множителя, буквенного множителя; к умениям – запись алгебраического выражения по его элементам, выделение элементов заданного алгебраического выражения. Актуализация знаний осуществляется посредством выполнения упражнений.

1. Из данного набора алгебраических выражений выберите такие, которые являются произведениями нескольких множителей:

а) 3b;

б) 8ab2 + c;

в) ;

г) 9a2b4b2a;

д) 7; е) ;

ж) ; з) .

Указанному условию удовлетворяют алгебраические

выражения: 3b; 9a2b4b2a; ;.

Если учащиеся не назовут в числе требуемых алгебраических выражений 7; ;.

2.Составьте новое алгебраическое выражение, используя выражение 3b и .

Возможные ответы учащихся:

3b+; 3b-; 3b:; 3b*.

Итогом выполнения подобных упражнений является понятие одночлена. Далее формулируется определение одночлена и предлагаются упражнения на распознавание одночленов.

3. Какие из указанных выражений являются одночленами:

а) 3a2bxy * ; б) ; в) ; г) *29 д) е) (-7)a * b*9c; ж) –n5 з) – mnc? Назовите числовые и буквенные множители одночленов.

4.Запишите несколько алгебраических выражений, являющихся одночленами.

5. Запишите несколько одночленов, отличающихся только числовым коэффициентом.

6. Заполните пропущенные места:

а) 18a6b4=2a3…*…b; б) -36mn2c5=36mc2

Также можно использовать упражнения на запись словесных формулировок в форме алгебраических выражений и обратно.

7. Запишите алгебраическое выражение: а) удвоенное произведение чисел m и n; б) утроенное произведение квадрата числа p и числа g.

8. Истолковать выражения: а) 4ab; б) a5b.

Например, выражение 4ab можно истолковать как:

-произведение чисел 4, a и b;

-произведение чисел 4a и b;

-площадь прямоугольника со сторонами 4a и b.

Далее используются упражнения на нахождение числового значения выражения.

9.Найдите числовые значения одночлена:

5abc при a=2, b= , c=.

10. Найдите значение выражения:

(-0,125)a при a= 14, b=8.

Организация выполнения упражнений может быть различной:

  • решение у доски;
  • комментирование с места;
  • самостоятельное решение;
  • выполнение упражнений на доске с привлечением слабых учащихся и т.д.

В домашнем задании можно использовать не только аналогичные выполненным в классе упражнения, но и упражнения на запись числа в стандартном виде, которое и будет служить мотивом для введения на следующем уроке понятия стандартного вида одночлена.