…ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле…
Аристотель
Рубеж столетий зримо символизирует переходный характер нынешней эпохи. Человечество сегодня претерпевает ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации в целом, что связано с динамично идущим переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми.
Эти процессы в большей степени опираются на использование и развитие образовательной системы. Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы и соответственно главная цель планируемых изменений в ней. Современному человеку теперь недостаточны только предметные знания, им необходимы метапредметные знания и умения. Человек, обладающий способностями осуществлять сложные культуросообразные виды действий, должен уметь отвечать на следующие вопросы:
- Что я хочу? Что я могу? Кто я такой?
Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс “…изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что учащийся будет знать и уметь “на выходе”. [ 5 ]
В быстро меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и своей будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациями и уметь быстро из них выходить. [ 3]
Компетентностный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. Он определяет приоритеты, направление изменения образовательного процесса.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную, информационную и личностную активность нынешних школьников.
Наиболее обоснованной классификацией ключевых компетенций считаю классификацию, предложенную А.В.Хуторским, заместителем директора Института общего и среднего образования РАО, доктора педагогических наук. В своей работе опираюсь на его классификацию ключевых компетенций учащихся:
- Ценностно-смысловая компетенция
- Общекультурная компетенция
- Учебно-познавательная компетенция
- Информационная компетенция
- Коммуникативная компетенция
- Социально-трудовая компетенция
- Компетенция личностного самосовершенствования
В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:
- Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
- Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности
- Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели
- Чёткость и понятность всеми сторонами учебного процесса правил аттестации
- Организация продуктивной групповой работы
- Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения.
Акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
При этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь общаться, ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать своё собственное компетентное поведение.
Анализ особенностей содержания преподаваемых предметов (русский язык и литература) и возможностей учеников, их уровня развития, позволил мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и компетенцию личностного самосовершенствования.
Под информационными компетенциями принято считать навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, модем, копир) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
Видами деятельности, которыми учащиеся овладевают в процессе формирования и развития информационной компетенции, являются:
- Поиск информации в библиотеке;
- Поиск информации в электронных энциклопедиях;
- Поиск информации в школьной медиатеке;
- Использование информации из сети Интернет;
- Создание мультимедийной презентации;
- Создание буклета.
Подавляющее число учащихся не умеет грамотно работать с информацией, а именно:
- Сопоставлять разрозненные фрагменты;
- Соотносить общее содержание с его конкретизацией;
- Целенаправленно искать недостающую информацию;
- Учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа художественного текста;
- Не владеют навыками целеполагания.
Такая ситуация не устраивает ни учащихся, ни педагогов.
На различных этапах учебного занятия ученики должны являться не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. Например, в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики выполняют задание: в таблицу внести названия разделов науки о языке.
При изучении темы “Смысловые группы наречий” учащиеся самостоятельно вносят в таблицу примеры из предложенного текста.
Формирование информационной компетенции предполагает активную работу на уроке с различными словарями, справочниками, энциклопедиями.
Домашнее задание может быть творческим. Например, учащиеся создают электронный вариант книги с занимательным материалом об истории возникновения на земле книг, разных языков и т.д. Им было предложено продолжить предложение: “Знаете ли вы, что…”
Вот некоторые из ответов:
… на земном шаре, по подсчёту учёных – языковедов, свыше 2500 различных языков.
… первый русский букварь был составлен Василием Бурцевым и издан в 1634 году. На титульной странице букваря нарисован учитель, секущий розгами ученика.
… самая маленькая “библиотека в мире находится в индийском городе Амристаре, в ней хранится …одна книга. И т.д.
Такие задания (использование словарей, справочной литературы) пробуждают интерес к
изучению русского языка, повышают познавательную активность учащихся, формируют у детей информационную компетентность.
Формирование информационной компетентности должно проходить на всех уроках, т.е. систематически. Необходимо подразделять задания, обеспечивающие формирование начального уровня развития информационной компетентности (определение способа решения задачи для нетипичной ситуации; самостоятельный поиск и структурирование необходимой для решения задачи “готовой” информации; использование различных источников социальной информации, самостоятельное представление результатов ее обработки в форме, требуемой по условиям задачи):
- Используя поисковую систему сети Internet, самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме “ Творчество Л.Н.Толстого ”. Запишите названия сайтов, на которых находятся статьи по данной теме, их электронные адреса, а также дайте краткую аннотацию каждой статье (создайте электронную базу данных по этому вопросу).
- Подготовьте опорный конспект по теме “ Правописание наречий”. При оформлении конспекта используйте рисунки, таблицы, схемы.
- Разработайте таблицу по теме “Правописание причастий” для размещения на школьном сайте в рубрике “Подготовка к уроку”.
Следующий уровень (более сложный) развития информационной компетентности ского языка практикуеме работае русского языка и литературы...о района
(нахождение способа решения задачи для нетипичной ситуации; самостоятельный поиск и структурирование необходимой для решения задачи “готовой” информации; использование различных источников социальной информации, самостоятельное получение в результате ее обработки и обобщения объективно новой информации; представление результатов работы в рациональной форме):
- Пользуясь поисковой системой сети Internet, подберите информацию для реферата по теме “Владимир Даль: жизнь и научная деятельность”
- Создайте компьютерную презентацию по теме “Словарное богатство русского языка” с помощью редактора Microsoft PowerPoint. При подготовке используйте рисунки, графики, таблицы, компьютерные модели и видеодемонстрации по данной теме.
- Используя информацию по теме “Символизм в русской литературе” в справочниках по литературе и на сайтах сети Internet, подготовьте реферат по данной теме.
В информационном обществе ХХI века главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать. При этом обмен информацией не имеет ни пространственных, ни временных границ. Современное информационное общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали высокой информационной грамотностью. Принципиальным является то, что информационная компетенция носит “надпредметный”, общеучебный, общеинтеллектуальный характер, и формировать её необходимо на всех этапах обучения.
Одной из ключевых компетенций учащихся является коммуникативная компетенция, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития учащихся.
Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетенции школьников, на мой взгляд, является групповая и коллективная работа на уроке, применение проблемного метода обучения. Групповая и коллективная работа на уроке сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
В реальной жизни человек, в основном, общается в малых группах – на работе, дома в семье, с друзьями. Поэтому на первый план выходят умение принимать на себя разные социальные роли, умение общаться и выполнять что-то совместно с другими, принимать совместные решения – ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека.
Для успешной учебной деятельности необходимо учитывать следующие особенности:
- Включённость каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале усвоения нового предметного содержания;
- оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося;
- продуктивное овладение навыками выполнения нового вида деятельности;
- наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.
Такая форма обучения решает одновременно три задачи:
- конкретно-познавательную, которая непосредственно связана с учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основное навыки общения внутри и за пределами данной группы, коллектива;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации индивида в современном обществе.
Всё это позволяет эффективно решать учебные задачи. В этом случае ребенок – полноценный участник различных форм работы, а любая грань знаний, приобретенных на уроке, это результат собственной деятельности. Учащийся на уроке не только учится сам – он учит и своих одноклассников. В.К. Дьяченко писал по этому поводу: “Я учу, чтобы научить другого. А ты учишься для того, чтобы научить меня. Таким образом, мы знаем в два раза больше, чем знали до этого”. Эти умения помогут школьникам и за пределами школы, ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека. Необходимо применение разных форм общения, основанных на групповых видах работы, позволяющих выработать коллективное решение и обсудить результаты деятельности. Это развивает способность слышать другого, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу. Сами эти решения и результаты особенно ценятся школьниками как итоги общения и взаимодействия. Решение данных задач на уроке проходит в несколько этапов:
- подготовительный этап;
- этап формирования проблемных групп;
- организация учебной деятельности в проблемной группе;
- презентация принятого коллективно решения;
- рефлексивный этап (рефлексия по поводу проведённого учебного занятия).
Ядром проблемной ситуации должно быть какое-то значимое для человека рассогласование, противоречие. Ученики принимают и понимают учебную задачу, но в то же время арсенала имеющихся у них средств недостаточно для её разрешения. Выделение проблемы уже указывает на то, что ученик имеет определённый запас знаний, необходимый для приобретения новых. Противоречие, поставленное на занятии, заинтересовало учащихся, побудило их к поиску правильного решения, поиску объяснения написания данных слов. Например: Что такое причастие? Причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Как в стихотворении (песне) можно выразить любовь к своей родине? Баллада – это лирический или эпический жанр? Всегда ли комическое – это смешное? Почему роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” называют “энциклопедией русской жизни”? и т.д. Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил кооперации, сотрудничества, сотворчества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения. В совместной работе нет актёров и зрителей, здесь все – участники, каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая. На учебном занятии следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации. Если прозвучавшая информация оказалась не вполне ясна, задавать вопросы “ на понимание ” (например, “Правильно ли я понял…?) Только после этого формулируются выводы. Критикуются идеи, а не личности. Цель совместной деятельности заключается не в победе какой – то одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав мнения по проблеме и т.д. На этапе презентации группового решения наряду с коммуникативной формируется и информационная компетенция учащихся. Обратимся к классификации форм совместной деятельности, предложенной Л.И.Уманским [7] и определим варианты презентаций групповых решений.
Организация презентаций групповых решений
Формы совместной деятельности |
Варианты презентаций групповых решений |
Совместно-индивидуальная |
Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее |
Совместно-последовательная |
Продукт деятельности каждой группы становится определённой ступенью к решению общей проблемы |
Совместно-взаимодействующая |
Необходимо перегруппировать учащихся, в результате между новыми группами происходит интенсивный обмен наработками. После возвращения в исходные группы учащиеся имеют возможность при минимальных временных затратах найти общее решение проблемы |
Презентация решений может происходить в одной из форм:
- Устное сообщение (Например, на тему “ Баллада – это…”)
- Представление структурно – логических схем (Например, “Способы образования слов в русском языке”)
- Заполнение таблицы (Например, “Публицистический стиль речи. Его особенности”)
- Создание буклета (Например, “ Любить свою родину – значит …”
- Создание виртуального музея какого-либо литературного героя, какого-либо писателя или поэта.
- Мультимедийная презентация.
Современный педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее. Эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в неё включались все без исключения учащиеся.
Учебное взаимодействие, построенное на основе использования методов группового, коллективного и проблемного обучения, способствует развитию навыков совместной работы, что обеспечивает развитие коммуникативной и информационной компетенций учащихся.
Очень важно учитывать, что для всестороннего развития школьников эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной среды:
- Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать своё рабочее время)
- Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания – тестирование в режиме on – line, различные тренажёры; нахождение новых способов самореализации – создание собственного сайта – самопрезентации в сети Интернет, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе)
- Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества)
- Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности)
Является важным, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассный работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что если ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию, будет успешен в дальнейшем.
Список литературы
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003 г., № 10.
- Бурцева Л.В. Формирование речевых компетенций учащихся // Управление школой. – 2007 г., № 8.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004 г., № 5
- Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России // Гуманитарные и социально – экономические науки, 2005 г., № 2.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393 //Учительская газета, 2002 г., № 3.1
- Поташник М.М. Требования к современному уроку Москва, “Центр педагогического образования, 2007 г.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003 г., № 2.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003 г., № 5.
- Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования – образование в мире 2001г., № 4.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. Москва, “Деловая книга”, 1992 г.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск, 1989 г.