Цель: В процессе творческих подходах в режимных моментах приобщать детей к народному творчеству.
Задачи:
- Закреплять артикуляционную гимнастику.
- Развивать мимическую мускулатуру языка, обогащать слова и активизировать речь детей за счет слов русского быта (гонец, ярмарка, свиток, ремесленник,).
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Методы и приемы: Практический, наглядный, словесный.
Оборудование. Дети в народных костюмах, музыка. Музыкальные инструменты: баян, балалайка, гусли, ложки. Индивидуальные зеркала, трафареты матрешек, красная краска, баночки для воды, салфетки, разрезные картинки, картинки для составления слова «дружба».
1. Организационный момент.
Фонематическое восприятие (Звучит музыка. Дети в русских народных костюмах входят в зал).
Учитель-логопед. Какие инструменты вы слышите? (ответы детей).
Они доносятся с ярмарки?
Что такое ярмарка?
Ярмарка – устраивается большой торг с увеселениями, развлечениями, для оптовой продажи и закупки товаров.
Когда они проводились?
Объявление темы.
Сегодня мы с вами отправляемся на старинную русскую ярмарку. Пойдем, посмотрим на людей, да и себя покажем. (в центре зала выставлены ярмарочные изделия).
2. Развитие сенсорных и моторных функций .
Скоморох:
Почтенные господа!
Пожалуйте все сюда
Народ собирается
Ярмарка открывается
Собрались тут игры разные, разнообразные
Из русской старины
Из российской страны.
Подходи выбирай в любую играй !
Игра «Бумага, ножницы, камень».
Описание: Скоморох называет предмет. Дети показывают «бумага» - ладонь прямая, «ножницы» - указательный и средние пальцы рук накрест, «камень» - кулак.
3. Артикуляционная гимнастика.
Учитель - логопед. А у нас есть игры для языка. «Улыбка», «Заборчик» , « Лопаточка», « Чашечка», «Качели».
Скоморох. Вы мне и нужны . Беда у нас приключилась. Соловей разбойник повадился , всех ссорит между собой, войны хочет. Утихомирить его может только богатырь Илья Муромец.
Учитель-логопед. Ребята кто такой богатырь? Вспомните, в каких произведениях русский народ рассказывает о богатырях?
Скоморох предлагает ребятам карту – схему для поиска Ильи Муромца и передачи ему свитка.
4. Введение нового слова.
Учитель - логопед. Что такое свиток?
Свиток – свернутая трубкой, валиком рукопись на полосе бумаги.
Скоморох дает объяснение значения слова, свиток. Дети отправляются в путь, следуя по карте.
5. Произношение звуков в словах, развитие воображения.
Игра «Отгадай загадки».
Произнести правильно звуки в словах.
Описание: Дети отгадывают загадки о домашней утвари и произносят отгадки.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдыхает,
Сам в угол идет
(ухват).
Ни свет, ни заря
Пошел, согнувшись со двора.
(коромысло).
6. Образование прилагательных от существительных.
Учитель-логопед. Кто такой ремесленник?
Ремесленник – человек который занимается ремеслом. Каких ремесленников вы знаете?
- Матрешка из дерева, значит она какая? (деревянная).
- Лапти из бересты, значит они какие? (берестяные).
- Свистульки из глины, значит они какие? (глиняные).
7. Развитие мелкой моторики.
Трафареты матрешек. Расписать матрешку росписью, приемом пальчиковая живопись.
8. Динамическая пауза.
Дети танцуют под музыку «Мы матрешки»
а) Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушкиб) Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушкив) В сарафанах наших пестрых
Ладушки, ладушки
Мы похожи словно сестры
Ладушки, ладушки
Затем дети продолжают путь к Илье Муромцу по карте.
9. Составь слово «Дружба».
Игра «Назови слово по первым звукам»
Соловей разбойник разбрасывает картинки с изображением предметов.
Дети должны по первым звукам картинок составить слово ДРУЖБА.
Составление предложений со словом «Дружба».
10. Развитие мышления
Складывание картинки «Ильи Муромец».
Звучит торжественная музыка, выходит Илья Муромец.
11. Обогащение словарного запаса.
Илья Муромец просит назвать пословицы о дружбе, о Родине.
- Друг познается в беде.
- Дружба и труд все перетрут.
- У дружбы нет границ, а у знаний нет дна.
- Кто за Родину горой – тот истинный герой.
- Дружба и братство – дороже любого богатства.
- Дружба в любых делах помощница. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Илья Муромец.
Молодцы! Постарались вы на славу. Все препятствия прошли
Соловья – разбойника одолели, свиток мне донесли.
За отвагу и за храбрость, награждаю вас друзья.
Илья Муромец награждает детей медалями.
12. Итог занятия.
Учитель – логопед. Нам пора возвращаться. Где мы с вами были? (на ярмарке).
Что больше всего вам понравилось?
Как вы думаете, почему удалось победить Соловья-разбойника?
Учитель-логопед.
Да, победили мы с вами потому, что дружба и труд – все перетрут.