Введение
Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего мира.
В нашей стране проблеме восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Г. Григорьев, З.М. Истомина, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, А.М. Фонарев и другие. Они пришли к выводу, что использование на занятиях и в совместной деятельности цветовых и «сенсорных эталонов» имеет огромное значение не только для развития цветоразличительных функций, но и для формирования абстрактно – образного мышления детей.
О факте воздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребёнка дошкольного возраста на объекты различных цветов. Так, научные данные, полученные в исследованиях последних десятилетий, показали, что дети уже с первых недель и месяцев жизни способны различать предметы разного цвета. Уже в четыре года дети воспринимают цвет в книжной иллюстрации и в своём рисунке как средство украшения. Используя такие знания, мы можем сознательно подойти к формированию цветовой гаммы, окружающей наших детей. Мы можем окружить детей гармонией цвета в одежде, в игрушках, в оформлении группы, детской комнаты. Если убрать из обихода все грязные, неестественно яркие, коричневые, чёрные и серые краски, это уже будет способствовать охранению детей, развитию в них равновесия, спокойствия, вдумчивости, устремлять их к красоте.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практическим путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета важно пользоваться зрительной ориентировкой; осознанное, целенаправленное, восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Цветоощущение или цветное зрение играет важную роль в жизни ребёнка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать многообразие цветов в природе и искусстве.
Поначалу новорождённые различают только свет и темноту, затем могут видеть чёрное и белое. Но к двухмесячному возрасту восприятие цветовой палитры постепенно расширяется. Зрительные функции формируются следующим образом:
Зрительные функции | Возраст детей |
1. Цветоощущение: | в 2-4 года |
2. Поле зрения: | в 3-7 лет |
3. Острота зрения: | VIS: 0,5 – в 2 года VIS: 1,0 – в 3 года только у 100% детей, к 7 годам – полное |
Дети I младшей группы особо нуждаются в развитии зрительных функций, а в развитии цветовосприятия особенно, т.к. различие и запоминание названий цвета, протекает чрезвычайно медленно. Поэтому главной целью своей работе я выбрала – развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, выделила следующие направления в работе:
- изучение методической литературы по теме;
- определение актуальности, факторов риска, задач;
- создание коррекционно – развивающей среды в группе;
- изготовление авторских игр по теме;
- обследование детей (2 раза в год);
- определение форм и методов работы по теме;
- разработка перспективного плана на учебный год;
- разработка авторских конспектов занятий;
- привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству;
- создание видеотеки занятий;
- обобщение опыта работы, выступление на совете педагогов, МО;
Проанализировав факторы риска, выделила внешние и внутренние факторы:
Факторы риска | |
Внешние | Внутренние |
- Загрязнение окружающей среды - Нарушение зрительного режима: длительный просмотр телепередач, недостаточная освещённость комнаты, размер мебели не соответствует росту ребёнка, нарушение ношения очков и окклюзии, наличие бликов на пособиях, нарушение посадки во время занятий и игр (поза, наклон головы); непроведение, (незнание) зрительных гимнастик и релаксации - Педагогическая запущенность - Пропуски посещения детского сада - Нарушение режима «Динамических поз», чередования учёбы и отдыха - «Сенсорный голод» в условиях Заполярья |
- Генетические влияния - Гиперактивность - Нарушение физического развития - Нарушение нейросенсорного развития (слух, зрение, речь и другие) - Нарушение нервно-психического развития (ЗПР и другие) - Вторичные отклонения в состоянии здоровья, вызванные различными заболеваниями |
Поставила следующие задачи:
Образовательные:
1. Развивать цветовосприятие:
- учить обследовать предметы, выделять и называть их по цвету;
- соотносить и группировать однородные и разнородные предметы по цвету;
- сравнивать предметы и устанавливать тождество по одному из сенсорных признаков;
- выбирать цвет самостоятельно для передачи особенностей хорошо знакомого предмета.
2. Обогащать активный и пассивный словарь детей:
- учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
- по словесному заданию находить предметы по цвету;
- различать 6 цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный);
- учить называть 4 цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Воспитательные:
- Воспитывать умение играть без конфликтов (рядом, со 2 полугодия –вместе).
Коррекционные:
- Активно использовать остаточное зрение и сохранные анализаторы.
- Развивать зрительные функции: цветоощущение, поле зрения, остроту зрения.
Определила требования к материалам и игрушкам:
- Они должны быть привлекательными для ребёнка, вызывать эстетическое отношение.
- Предметы должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.
- Размещать пособия на ознакомление, сравнение, закрепление цвета только на белых столах (скатертях, салфетках).
- Занятия на ознакомление, сравнение, закрепление цвета предметов проводить только при естественном освещении (в крайнем случае – люминисцентном).
- Дидактический материал должен быть лаконичен, доступен и понятен детям.
- Все задания и упражнения должны быть направлены на активизацию и тренировку зрительных функций.
В начале работы создала коррекционно-развивающую среду в группе.
Учитывая индивидуальные особенности детей в восприятии цвета, решила создать условия компенсирующие недостатки в цветовосприятии. В оформлении группы и игровых зон использовала разнообразные цветовые тона.
Специально подготовила игры для развития цветовосприятия, приобрела новые, изготовила авторские игры.
Дидактические игры: «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрущки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару».
Игры с мозаикой: «Курочка и цыплята», «Сугроб», «Домики и флажки», «Белая дорожка», «Снеговик, снеговик жить на холоде привык», «Ёлочки и грибочки», «Гуси с гусятами».
Шаробросы и вкладыши: «Подбери мяч по цвету отверстия», «Подбери по цвету фигуру и вставь в отверстия волшебного сундучка», «Спрячь все синие игрушки в домик».
Игры с куклами: «Подбери брюки к курточке», «Разложи кукол в кроватки», «Подари куклам платочки», «Подари куклам шарфики» , «Подари куклам бантики», «Магазин».
Коррекционные игры (по Л. Григорьевой): «Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета), «Построй ряд» (по эталону цвета), «Найди красную игрушку на зеленой елке» (на цвета-оппоненты), «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета).
ТСО (технические средства обучения): «Иллюзион», Гирлянда : «Проследи за цветными огоньками», Лампа «Море», Фонарик : «Где горит огонек».
Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом», «Найди свой цвет», «Принеси предмет», «Беги ко мне», «Летите голуби», «Возьми флажок», «Бегите к флажку», «Найди флажок», «Мяч в ворота», «Кто увидит первый», «Собираем шарики».
Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы 4-х основных цветов (настольные); пластмассовый строитель 4-х основных цветов (настольный); напольный строитель.
Игры-забавы: «Матрешки», «Музыкальные игрушки», «Мишка», «Бубенчики», «Трещётки», «Заводные игрушки».
Выбрала следующие принципы работы с детьми:
- Мотивация к обучению
- Планомерность проведения
- Повторность занятий
- Культура проведения занятий
- Эмоциональность проведения
- Показ предмета в действии
- Наглядность в сочетании со словом
- Сотрудничество со взрослыми
- Привлечение сохранных анализаторов
- Цветонасыщение коррекционно-развивающей среды
- Стимуляция развития ВПФ (высших психических функций)
- Учёт зоны ближайшего развития (ЗБР)
- Смена видов деятельности (игровая, продуктивная, умственная и т.д.)
- Учёт индивидуальных особенностей детей с косоглазием и амблиопией
Определила формы коррекционно-воспитательной работы в учебной и совместной деятельности. А именно:
В учебной деятельности:
- Обучающие занятия по цветовосприятию ( раздел программы : «Предметное окружение»). Особенности занятий: в 1 младшей группе пред детьми ставится задача выполнить задания по зрительному образцу и словесному указанию.
- Изобразительная деятельность (лепка, рисование).
- Конструирование.
В совместной деятельности:
- Игры и упражнения на развитие цветовосприятия.
- Коллаж.
- Рассматривание картин, иллюстраций, рисунков.
Для развития цветовосприятия выделила следующие методы и приемы воспитания:
Наглядные методы и приёмы: показ предмета, показ образца, показ картины, показ способа действия, наблюдение, рассматривание предмета, наложение объектов, вложение объектов, приложение объектов, сравнение объектов, эталоны цвет.
Словесные методы и приемы: использование художественного слова, музыкальное сопровождение, мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия для опредмечивания цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.
Практические и игровые методы и приёмы: неожиданное появление игрушки, элементы сюрпризности, обследование предмета, сопряженные (совместные) действии, отраженные действия, игры, упражнения, гимнастики, призы, поощрения, релаксация.
Разработала следующую структуру занятия по развитию цветовосприятия : (длительность занятия 10 минут)
I часть:
- Создание интереса. Сюрпризный момент. Художественное слово.
- Пальчиковая гимнастика.
- Показ, обследование предмета.
- Постановка цели, мотивация.
II часть:
- Показ и объяснение воспитателем выполнения действий с предметом.
- Выполнение задания первый раз (по образцу).
- Зрительная гимнастика.
- Выполнение задания детьми второй раз. (по зрительному образцу или по словесному заданию).
III часть:
- Обыгрывание предмета.
- Художественное слово.
- Оценка, поощрение.
- Релаксация.
Составила перспективный план занятий и совместной деятельности по ознакомлению с цветом на учебный год.
Разработала авторские конспекты по проведению этих игр и занятий .
В начале учебного года занятия провожу по подгруппам. Длительность занятий с каждой подгруппой 10 мин. Учитываю, что маленькие дети ещё не имеют учебных навыков, в первом полугодии разрешаю ребёнку выйти из-застола, если тот устал и не хочет больше рисовать или лепить. Во второй половине года, когда дети уже приобретут некоторый опыт работы в коллективе, занятия организую со всей группой одновременно. Все занятия провожу в игровой форме, с использованием сюрпризных моментов, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, русских народных потешек, обязательно включаю зрительный тренинг и релаксацию. Индивидуальные различия в быстроте усвоения знаний цвета зависят в значительной степени от влияния окружающей среды, от личного опыта ребёнка. Усвоение названий цвета предметов ускоряется, если вместо общепринятых слов, применять их «определённые» наименования: морковный, лимонный, апельсиновый. Можно сказать детям: «Бантик жёлтый, как лимон».
Мозаика : «Ёлочки и грибочки», «Курочка и цыплята», «Домики и флажки» и другие, рекомендованные Л. Венгером, Э. Пилюгиной, до сих пор не утратили своей актуальности, хотя этой методике уже 30 лет. Раскладывая мозаику, ребенок учитывает не только разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Формирование чувства цвета на специально организованных занятиях является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей умения ориентироваться в окружающем их мире.
В рисовании использую карандаши и фломастеры: красного, синего, зелёного цвета (жёлтый – не рекомендуется), а краски: гуашь для рисования кистью и пальчиками – всех цветов.
Важное место в методике обучения 3 го года жизни должен занимать приём сопряженных (совместных) действий взрослого и ребёнка – их сотрудничество. Например, на большом листе бумаги рисую солнышко, а дети – синие облака вокруг него. Или же даю каждому ребёнку лист бумаги с наклеенным силуэтом котёнка и предлагаю нарисовать клубочки. Овладевая эталонной системой свойств и признаков предметов (в том числе и общепринятыми эталонами цвета), дети учатся соответствующим образом отражать эти свойства и признаки в своем рисунке.
Конструирование помогает накапливать у детей определённый сенсорный опыт: ориентироваться не только в форме и величине предметов, но и в цвете. Показывая детям образец постройки, обязательно обращаю их внимание на его цвет, а так же на то, как с помощью цвета можно изменить предмет, учу детей использовать цвет как элемент украшения. Например, говорю: «Зеленый домик становится намного красивее, если у него красная крыша».
Лепку можно сделать эффективным средством развития цветовосприятия, если наряду с глиной предлагать детям соленое тесто, пластилин и современные массы для лепки .
В совместной деятельности я решила использовать такой нетрадиционный приём в изобразительном искусстве как коллаж (рекомендован специалистами как для педагогов – так и для родителей). Достоинством коллажа при работе с детьми раннего возраста относятся: простота исполнения, доступность, фактурность и яркость, использование удобных для ребёнка изобразительных средств.
Для коллажа достаточно изготовить планшет с готовой липкой поверхностью. Для этого нужны разные виды скотча: двусторонний, обычный, и малярный. Также для составления коллажа можно использовать магнитную доску, фланелеграф, ковровое покрытие, шарф, махровые салфетки. Изобразительными средствами являются : цветные ватные косметические шарики, поролон, природный материал, ткань, магниты и др.
Работу над коллажем целесообразно начинать при определённых условиях: наличие опыта наблюдений за явлениями природы и окружающего мира; некоторое понимание обращённой к ребёнку речи; начальный уровень развития активной речи.
В работе с коллажем необходимо соблюдать определённую последовательность:
- Предварительные наблюдения для накопления определённого жизненного опыта малыша;
- Предварительная игра по теме коллажа;
- Выбор цвета составных фигур коллажа;
- Совместная деятельность взрослого и ребёнка, или двух детей.
Заключение
Цвет – это яркая сторона детства!
Роль взрослого заключается в том, чтобы вызвать у малыша положительный, эмоциональный отклик на предлагаемую деятельность; определить тему, выбрать изобразительные средства, направить внимание на результат сотворчества. Но постепенно, накопив чувственный и практический опыт, ребёнок переходит к собственному творчеству.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
Мир создан для того, чтобы дарить ребенку яркие краски.