Цели урока:
1) Подвести ребенка к пониманию невозможности
существования человека без удовлетворения
определенных потребностей.
2) Учить делать выбор необходимого для жизни.
3) Выделить потребность людей в экономических
благах и показать, что для их создания необходим
труд людей.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте. Тихо сели.
- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку.
II. Повторение пройденного.
- Вспомните, о чем мы разговаривали на прошлом уроке? (Мы говорили о главных (физиологических) и других потребностях)
- Какие потребности называются “главными”? (Потребности в пище, воде, воздухе и тепле)
- Какие еще потребности вы знаете? (Потребности в безопасности, сохранении здоровья.)
- Как мы можем удовлетворить физиологические потребности? (Есть, пить, тепло одеваться.)
- Отгадав кроссворд, вы узнаете, куда мы с вами отправимся. (Кроссворд начерчен на доске или на листе ватмана)
Кроссворд:
- Искусство ведения домашнего хозяйства (экономика);
- То, что изготовлено мастером для продажи (товар);
- То, на что можно обменять любой товар (деньги);
- Обмен одной вещи на другую, без денег (бартер);
- Правила, которым подчиняется все происходящее в природе и обществе (законы);
- То, сколько вещь стоит (стоимость);
- То, что человек хочет иметь (потребности).
- Какие магазины вы знаете? (Продовольственные, обувные, магазины одежды, “Детский мир”)
- Мы сейчас отправимся в магазины. Для этого я выберу трех продавцов (они будут моими помощниками): в магазин “Луковка”, в магазин “Медвежонок”, в магазин “Сластена”. (Приложение 1.1.)
/Всем детям выдаются карточки: красная, зеленая, желтая./ (Приложение 1.2.)
- Кто пойдет в магазин игрушек поднимет красную карточку.
- Кто пойдет в кондитерский магазин – зеленую карточку.
- Кто пойдет в магазин продукты – желтую карточку.
- Какие потребности удовлетворили в магазине игрушек? ( Потребность в игре.)
- Какие потребности удовлетворили в кондитерском магазине? (Физиологические и получили удовольствие.)
- Какие потребности удовлетворили в магазине продуктов? (Физиологические.)
III. Практическая работа в группах.
- Скажите, где можно получить все, что необходимо или хочется иметь для жизни? (Варианты детей.)
- На этот вопрос нам поможет ответить план. (Приложение 2..)
- Что такое план и зачем он нужен? (В планах используются символы или условные обозначения, которые помогают понять, что находится в определенной местности, где можно найти то, что необходимо или хотелось бы получить людям.)
/Учитель показывает несколько символов, объясняет, (Милиция, больница, жилой дом и т.д. Учитель обращает внимание на разъяснение некоторых символов. Дети читают вслух./
- Покажи на плане: отделение милиции,
больницу,
пожарную станцию,
школу,
библиотеку,
жилой дом.
- В какое из этих зданий люди ходят, потому что хотят, а в какое – потому что нужно?
(Варианты детей.)
- Верно, в одних зданиях люди могут получить желаемое, а в других – необходимое.
/Учитель показывает 10 карточек с изображением символов:
банк | булочная-кондитерская |
магазин “Цветы” | заправочная станция |
гастроном | парикмахерская |
прачечная | магазин “Одежда” |
киоск “Мороженое” | игровая площадка / (Приложение 2.) |
- Что изображено на карточке?
- Что обозначает этот символ?
Распределение карточек на общем плане.
- Сейчас каждый из вас сделает свой план. ( Работа в мини-группах.)
- Не спешите, обдумайте, где лучше расположить здания, изображенные на наклейках.
(На выполнение этого задания отводится 5 минут.)
После выполнения задания:
- Куда нужно пойти, чтобы
а) купить мороженое,
б) выстирать одежду,
в) постричься,
г) приобрести новую одежду,
д) купить цветы или растения,
е) купить вкусные булочки к завтраку.
- Хотели бы вы жить в месте, изображенном на плане?
- Все ли необходимое для жизни есть на плане?
- Что человеку необходимо для жизни, чего не купишь ни в одном магазине?
IV. Знакомство с потребностями человека при общении с другими людьми.
- Отгадай эти слова.
Р | Д | Ж | А | У | Б |
2 | 1 | 4 | 6 | 3 | 5 |
В | Б | Ю | О | Л | Ь |
5 | 3 | 2 | 4 | 1 | 6 |
А | В | Е | Ж | Н | Е | У | И |
3 | 2 | 8 | 4 | 6 | 5 | 1 | 7 |
V. Закрепление.
- Уважение между людьми возникает при культурном обращении друг к другу.
- Каждый человек нуждается в потребности проявлять внимание и заботу о других.
VI. Итог.
- У вас на столе лежат солнышки с веселым и грустным выражением. (Приложение 3.) Выберите то солнышко, которое больше всего подходит к вашему настроению и отвечает на вопрос: “Понравился вам урок или нет?”
- На следующем уроке мы с вами подробнее поговорим о потребности человека в общении и уважении и постараемся сформулировать правила общения.
- Большое спасибо! Урок окончен.