Задачи урока:
- совершенствовать навык правильного, выразительного чтения;
- вызвать эмоциональный отклик, постижение авторского замысла,
- умение высказывать собственное отношение к тому, что написано;
- развивать самостоятельную познавательную активность учащихся;
- углублять, совершенствовать духовно-нравственное воспитание.
Ход урока
1. Установочно-мотивационный целевой этап.
1 слайд. Библейские сказания.
– В каком разделе мы работаем?
– Как можете объяснить слово Библия? (книги)
– О чём рассказывает Библия? (О жизни и деятельности Иисуса Христа)
– Как вы думаете, почему этот раздел авторы поместили в учебник? (История России тесно связана с христианством. А мы должны знать свою историю. Мы – христиане.)
2. Организационно-деятельный этап.
2 слайд. Портрет Сельмы Лагерлёф, фотографии Стокгольма.
– Знаете ли вы эту писательницу? Вы читали её произведения?
– Сельма Лагерлёф – иностранное имя. Она шведская писательница.
Посмотрите фотографии столицы Швеции Стокгольма.
3 слайд. Сельма Лагерлёф “Святая ночь”
– Прочитайте название произведения.
– Сможете ли вы сказать, о чём будет это произведение?
3. Словарная работа.
– В этом сказании встретится много незнакомых слов. Вы искали их объяснения в справочной литературе. Какое слово вы хотите объяснить?
4 слайд.
святой
молитва
псалом
лютня
посох
головня
обиталище
Чтение учителем отрывка о бабушке.
– Послушайте отрывок из воспоминаний Сельмы Лагерлёф
– Какие чувства испытывала Сельма Лагерлёф к своей бабушке?
5 слайд. “… И я помню, как сказки и песни уехали с нашего двора, уложенные в длинный чёрный ящик…”
– Почему так дороги нам наши бабушки?
Расскажите о них.
6 слайд. Фотоальбом.
Учащиеся читают о своих бабушках из мини-сочинений.
Чтение сказания учителем и учениками.
– А сейчас послушайте историю, которую рассказала бабушка маленькой Сельме.
– Что особенно поразило вас в этом произведении?
– О каком младенце идёт речь?
– Что побудило писательницу рассказать нам эту историю?
(Собирает легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки)
Вопросы по тексту.
– Какая опасность подстерегала человека, которому был необходим огонь?
– Какие чудеса происходили с этим человеком?
– Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным?
7 слайд. Милосердие.
– Что означает слово милосердие?
– Приведите примеры милосердия из нашей жизни. (Акция по сбору вещей: “Помоги больному ребёнку”)
– Приведите примеры милосердия из прочитанной литературы.
8 слайд. Иллюстрация стр. 64.
Выборочное чтение.
– Прочитайте фрагмент текста, изображённый на рисунке.
– Прочитайте, что случилось в тот миг, когда пастух показал, что он может быть милосердным.
9 слайд. Ангелы.
– Почему в природе всё радовалось?
Чтение стихотворения Бориса Пастернака “Рождественская звезда”.
4 . Контрольно-регулировочный этап.
10 слайд.
– Продолжите одно из предложений.
Сегодня мне удалось…
На уроке было интересно…
Это произведение помогло мне понять…
Я узнал новое…
Я научился…